Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Про фотокоров, классовую борьбу и воспитательную работу

Сейчас в деревне классовая борьба принимает скрытые формы. Классовый враг тихой сапой организует подрыв социалистической стройки. Приезжему работнику нелегко бывает сразу разобраться в сложных переплетах этой борьбы. И фотокор не застрахован от того, что и к нему, в объектив, не пролезет классовый враг. Нужна большая бдительность, нужно быть все время начеку. В начале моей работы были случаи, когда я незаметно попадал в эти переплеты, делал грубые ошибки. Об этом следует рассказать. 

В колхозе им. Яковлева я снимал подготовку к уборочной кампании. В правлении колхоза меня заверили, что в этом отношении дело у них идет хорошо, в чем я могу убедиться на месте. Меня направили к машинному сараю. Там, у машин, копался человек в замасленной рубахе. Из разговоров выяснилось, что ему, колхозному мастеру, поручено подготовить машины к молотьбе и что работа в основном закончена. Снимок крупным планом вышел удачным и его поместила районная газета. Но скоро стало известно, что газета напечатала не колхозника, а лишенца, которому правление колхоза, по своей политической близорукости, поручило эту ответственную работу. Я получил замечание, газете пришлось давать опровержение, а снимок переделать в разоблачительный. 

Такой же случай был в колхозе «Красный оружейник». На дороге мне встретился старик боевого вида, с берданкой за плечами. Отрекомендовался мне объездчиком колхозных полей. Снял его на фоне поспевающей ржи. В правлении колхоза проверил — действительно есть такой объездчик.  И этот снимок поместила газета. Через несколько дней комсомольцы колхоза прислали коллективный протест: почему напечатали бывшего жандарма? Опять неприятность и опровержение.

Ф. Кашеваров. Из записок фотокора.   ЖурналСоветское фото” №№4-5, 1934 г.

 

 

Фотогазета как новая форма политико-воспитательной работы, отличающаяся от прочих видов низовой печати своей большей наглядностью и доходчивостью до масс, очень заинтересовала колхозников. 

В колхозе «Новая жизнь» Шкловского района (с. Тырново-Ока) 1 мая с раннего утра до наступления темноты у газеты толпились десятки колхозников. Фотоснимки вызывали смех, разговоры, споры. Особенно остро воспринимались галерей ударников. Один колхозник, удрученный тем, что не попал на доску почета, вызывающе заявил: «Эка невидаль, что меня не сняли! За плачу десятку и буду иметь свою фотографию». 

Но парторг тут же разъяснил ему, что сняться он может где угодно, но на доску почета он ни за какие «десятки» не попадет. 

В Чучковском районе были случаи отвода тех или иных кандидатур для помещения в фотогазете. Так, был заявлен отвод против скотника как недостойного звания ударника — на скотном дворе у него творились безобразия. 

Местами фотоработникам приходилось сталкиваться с консервативными взглядами отдельных колхозников на фотоработу. 

В с. Тырново-Ока, Шиловского района фотокор заснял одну ударницу улыбающейся, а муж сорвал ее портрет с доски почета. «Надо мною ведь улица смеется, — жаловался он фотокору, — что ты ее снял ощеренной».
Там признают только стиль «бульварного» снимка: напряженное выражение лица с выпученными глазами, резкая контрастность снимка, без полутонов — одежда черная, лицо белое.
 

После настойчивых требований жены этого колхозника портрет был водворен на место.

 

 

 

М. Шульман. Фоторедакция выехала в поле. Журнал “Советское фото” №№4-5, 1934 г.

 


Борис Игнатович. Чтение газет в колхозе
1930

 
Tags: История СССР, История фотографии, Фотоискусство, Фотокорреспонденты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments