Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

А.Шайхет – мастер постановки, кадрирования, монтажа


Девушки-физкультурницы.1924 год. Фото А.Шайхета

Биография известного мастера советской фотографии, Аркадия Шайхета, складывалась довольно благополучно. Он быстро освоил ремесло фотографа и удачно дебютировал в качестве фоторепортера, никогда не сидел без работы, напротив, в редакциях самых престижных изданий жаждали видеть его сотрудником, его фотографии украшали стенды всесоюзных выставок, критика даже во времена проработочных кампаний называла его имя в числе лучших.

Такой заметной фигурой он стал не сразу. Критика в то время требовала: “мы хотим видеть рабочего и крестьянина таким, какими они есть, без сусальных прикрас” , вот Шайхет и стал снимать людей так, как они выглядели в жизни.

У него уже был скромный опыт репортерской работы, когда летом 1923 года его пригласили в еженедельный журнал “Московский пролетарий”. Именно здесь оформился стиль мастера: социальные типажи сняты в реальной среде : комсомолка, грузчик, батрачка, кузнец, ткачиха. В советской печати это был один из первых кадров бодрого улыбающегося человека, заражающего своим оптимизмом.

Осенью 1924 года он пришел в “Огонек”, самый массовый журнал, и уже в первых номерах следующего года появились обложки с его фотографиями.


Ходоки в приемной М.И.Калинина. Москва 1924 г.



Выборы в сельсовет 1925 г




 

Обучение беспризорников сапожному делу 1926 г.

Весной 1926 года на выставке фоторепортажа Ассоциации московских фоторепортеров все отмечали его кадры – крупным планом снятые руки рабочих, играющих в перерыве в шашки гайками и деревянными кубиками; угол почерневшей от времени избы и только что прибитые белые изоляторы, от которых тянулись провода. 




А.Шайхет на съемке. Москва. 1928

Шайхет одним из первых кадрировал материал так, что острое выделение деталей подчеркивало авторскую мысль. Тогда это качество снимка называли кинематографическим. Критика отмечала, что Шайхет делает попытку привнести в фотографию “кинематографическую перспективу”, частое в кино использование необычной точки расположения киноаппарата. 



Снимая выступающих людей, всякий раз он искал решение, которое бы позволило передать атмосферу митинга или собрания. Один из его репортажей в “Огоньке” так и назывался “Надо сделать собрания интересными”. Классический пример образного решения этой трудной темы – фотография “Горький выступает перед рабселькорами”.
 

Высокая фигура писателя слилась с трибуной, к которой прильнули участники встречи, восторженно внимающие “буревестнику революции”. Их экспрессивные позы образовали подобие пьедестала своему кумиру. Кадр произвел столь большое впечатление  на редакцию “Огонька”, что известному художнику Исааку Бродскому была заказана картина по этому фото, которая и была написана, а ее репродукция размещена в “Огоньке” (1929, N15). И только внимательное рассмотрение кадра помогает понять, что Шайхет выступает , как художник. Он монтирует изображение, воспринимаемое всеми, как целостное изображение,  из двух кадров. 

Шайхет активно работает в журнале, делая репортажи. Вот милиционеры на велосипедах объезжают район, милиционер поднимает пьяного, хулигана не пускают в клуб, беспризорников отправляют в детоприемник. В каждом из его снимков есть характеры, дана острая ситуация, выведена мораль. Такие фоторепортажи  на бытовые темы волновали читателя, он ждал их от журнала.

Конечно, о скрытой камере не было и речи. Автор пользовался постановкой, но делал это настолько умело и с таким тактом, что зритель забывал о том, что где-то рядом находился фотограф, невольный соучастник событий. 

Летом 1927 года А.Шайхета арестовали по доносу, изъяли негативы снимков. В ОГПУ ему предъявили обвинение в том, что он “изобличается в передаче за вознаграждение польской дипмиссии фотографий, не подлежащих оглашению за границей” , снимков Каменева, Троцкого и др.

Несмотря на арест, в июльских номерах журнала были опубликованы снимки Шайхета, а в сентябрьском – целый разворот из пяти снимков. По-видимому, главный редактор М.Кольцов использовал нужные связи, Шайхета освободили под подписку в декабре.

Он тут же энергично взялся за работу, и с февраля “Огонек” опять стал выходить с его новыми фотографиями и репортажами на разворотах.


Больше никто об этом деле не вспоминал. А Шайхет в 1928 году сдал 60 снимков на Всесоюзную фотовыставку. В январе 1930 г. его снимки ( мать, кормящая грудью в поле, артельщики, приехавшие в Москву на промысел) поехали вместе в другими снимками фоторепортеров “Огонька” на выставку в Лондон, где имели оглушительный успех. Только с той поры он уже не снимает первых лиц государства.



На заработки в Москву. Казанский вокзал.1930 г.
 

На пашне. Село Коломенское. 1927 г.

В 1930-е годы он – участник многих выставок в стране и за рубежом, один из ведущих советских фотокорреспондентов, о нем много пишут, его называют в печати “лучшим” и “талантливейшим”. Критики отмечали, что Шайхет сумел найти новые убедительные приемы.


А.Шайхет с посетителями на выставке фоторепортеров журнала "Огонек".1930 г.

На службу журналу он поставил фотомонтаж. Так, например, на одной из обложек журнала рабочий пинал ногой бутылку с водкой, в которой находился ( был вмонтирован Шайхетом) пьяница.





Шайхету принадлежит и, как отмечали тогда “ интересный опыт применения в фотографии элементов конструктивизма”, это – его фотографии “Автомобили на экспорт”, “Лестничные колодцы”.

Новые дома на Усачевке. Москва. 1928 г.

Пришлось Шайхету снимать и коллективизацию. И тут Шайхет сочетал новаторство  с требованием фотопублицистики.
Фотопублицистика требовала , чтобы материал был понятным, общедоступным, и в то же самое время воздействовал на зрителя, для чего нужна яркая форма. Как журналист, Шайхет имел дело с жизненным материалом, и в то же время считал возможным использовать метод инсценировки.
Вот например, фотография “Первые ясли в колхозе Новая жизнь” (1931 г.) Ударная бригада сева красиво разворачивалась на марше и шла в телогрейках с граблями на плечах и в белых фартуках. По просьбе репортера колхозницы шли позади кроваток с детьми, вынесенных из колхозных ясель на улицу. Об этом снимке писали тогда:”благодаря вмешательству фоторепортера был создан кадр, показывающий и коллективизацию в деревне и раскрепощение крестьянки от домашних тягот”.



Идейная и творческая позиция была сформулирована Шайхетом так:

“Социальная актуальность фотоснимка – первое условие хорошей, приемлемой для советской печати иллюстрации. Совершенно отвергаются так называемые “развлекательные” снимки. Актуальности темы должны соответствовать действенное, динамичное оформление, высокая техника снимка. Имея в виду самый разнообразный культурный уровень читателя, фоторепортер обязан разговаривать понятным фотографическим языком.

Изложение в фотоиллюстрации того или иного факта должно быть максимально простым, легко доходящим до сознания любого зрителя и в то же время впечатляющим…” 




А.Шайхет с сыном. 1930 г.


По выразительности и масштабности образов многие фотографии Шайхета являлись готовыми плакатами, несущими заряд пропагандистских лозунгов дня. Он мастерски снимал массовые сцены. Несмотря на то, что митинги, собрания, заседания не сходили со страниц журнала, и их нужно было изображать все время как-то иначе, и изобретательность Шайхета не знала границ.



Открытие Крестьянского курорта Ливадия. Слушают радио-тарелку. 1925 г.

Войну он прошел с первого дня до последнего фотокорреспондентом “Фронтовой иллюстрации”, снимал на передовой, участвовал в боях, Под Кенигсбергом совершил подвиг – вместе с шофером на редакционном газике вывез раненых с поля боя. Он – один из немногих фотокорреспондентов, награжденных орденом Красного знамени.



Политрук. Сталинград. 1942 г.



 

. Жители города, растрелянные фашистами. Киев. 1943 г.




 

 

Солдат нашел сестер, спасшихся от смерти. Отца и мать фашисты расстреляли.

г.Карачев. 1943 год.

Памятник мирным жителям убитым фашистами. Киевская область 1943 г



А.Шайхет в освобожденном Харькове. 1943 г.


Его работы несли в себе советский менталитет, какая-то часть была инспирирована пропагандистскими установками, но все это отступало на второй план, когда они открывали горькую правду о войне. В 1941 году он снимал освобожденную Истру: сожженный дом, жалкий домашний скарб и измученные лица людей. А потом он уже снимал  немецких беженцев, возвращающихся домой. А еще были – ‘Переправа”, где пожилой сапер, прижимая руки к груди, с тревогой смотрит в небо – не начнется ли бомбежка, …а потом были снимки людей на перроне вокзала и радость Победы со слезами на глазах.


Данциг. Жители возвращаются домой.1945




 

Переправа через Днепр.1943 г.




А.Шайхет под Кенисбергом. 1945 г.


А. Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 г.



 

 

Москва. Встреча воинов - победителей на Белорусском вокзале.1945 г.


После войны Шайхет работал с перерывами, инфаркты следовали один за другим.

Последнюю съемку он провел в 1959 году для журнала “Юный техник”  при начинающемся сердечном приступе. На просьбы родных отложить ее, отвечал: ”Я обещал, вот и все…” 

Это был профессионал высокого класса, чья жизнь была переплавлена в образы его фотографий.

Будущие сталевары. Днепродзержинск. 1950 г.




Целина. Школьники помогают колхозу.1955 г.

Использована статья В.Т Стигнеева.  2007 г.

club.foto.ru/classics/life/46/ 

Tags: История фотографии, СССР в фотографиях, Фотографы, Фотокорреспонденты, Шайхет А.
Subscribe

  • В Королевском географическом обществе

    Комната географических карт и библиотека в Королевском географическом обществе . Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и…

  • О свободе выбора

    Сцена из британского сериала "Виктория" « ' Нынче уж так не выдают замуж, как прежде', — думали и говорили все…

  • Образ нежности и силы

    Гвадаррама, Испания, 1936 г. Хотя биологическое предназначение женщины, как ей часто напоминают, сугубо репродуктивное, все же не стоит забывать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment