Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Понаехали тут...

Из отчета городской комиссии по народному образованию  "Грамотность и обучение среди петербургского населения о переписи 1900 года."
Показателем  успешности школьного дела должен служить коэффициент грамотности. Если сравнить коэффициент грамотности по всем переписям С.Петербурга, т.е за 1869, 81, 90, 97 и 1900, то оказывается, что из 1.000 человек всего населения столицы в эти годы было грамотных: 552, 592, 589, 635, 640. Если же исключить население моложе 6-ти лет, то - 606, 644, 648, 698, 705.

Если грамотность нашей столицы и уступает еще грамотности многих столиц Европы, то одной из главнейших причин меньшей грамотности следует считать значительный процент пришлого населения, появляющегося в столице на заработки из глухих углов, прилегающих к столице губерний и ненаучившихся грамоте у себя на родине.

Насколько пришлый элемент понижает общую грамотность С.Петербурга видно из сопоставления данных последних переписей о грамотности по отдельным частям. Тогда как на 1.000 человек обоего пола в Адмиралтейской части грамотных  среди населения свыше 6 лет было 785, и в Литейной части -777, в частях с преобладанием пришлого рабочего населения число грамотных - в Александро-Невской части лишь 610, Выборгской -651.


На этом основании докладчик предлагает не учитывать приехавших в столицу, а вычленить по возможности коренное население. Тогда цифры выглядят гораздо лучше. 

Рассматривая перепись 1900 года, автор сокрушается по поводу того, что показатели ухудшаются за счет неграмотных детей 12-ти лет, которые приезжают в столицу на заработки, поэтому показатель грмотности 11-летних детей - 924, когда как 12 летних - уже 911.

По отношению к детям школьного возраста еще рельефнее обрисовывается влияние пришлого недостаточно грамотного и темного населения, которое будучи и само неграмотно. Менее стремится и к обучению своих детей, не отдавая их в школы и не обучая грамоте. Так в Адмиралтейской части на 1.000 детей школьного возраста обоего пола грамотных -893, причем среди 12-летних грамотность -965. Такое же наблюдается в Казанской и других частях с преобладанием постоянного населения; в Александро-Невской же части таких грамотных -754, в Выборгской части - 773


Если же рассматривать только 12-летних мальчиков , обращает внимание докладчик, этот показатель в Адмиралтейской части еще больше
- 979, а в Литейной и Казанской - 973, то есть, почти все грамотные.(!) Насколько население столицы пользуется городскими начальными училищами за период 1900 г отражает таблица:
 
возраст (лет)мальчики (% обучаемости)девочки (% обучаемости)
869,370,3
960,563,2
1053,552,6
1143,039,5
 
Комиссия отмечает, что чем меньше возраст, тем выше процент обучаемости в городских школах, чем больше, тем меньше детей продолжают обучение.
Таковы в главных чертах нелицеприятные  и беспристрастные выводы из данных переписей С.Петербурга. Ознакомившись с ними, комиссия народного образования с особенным удовольствием отмечает то обстоятельство, что по данным последней переписи, если не во всей столице, то, по крайней мере , в некоторых ее частях почти наступил тот желанный момент, когда среди детей почти нет неграмотных.

"А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!..."


Источник: Отчет городской комиссии по народному образованию СПб. 1904 г.
Tags: Образование, Чиновники
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • День Советской Армии

    Главная ценность и сила Советской Армии была в том, что эта армия была народной, а не наемной

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments