Боковой фасад Соборной мечети ( 1910-1913) , архитекторы И.В.Васильев, С.С.Кричинский, А.И Гоген. Кронверкский пр., д.7. Фотограф Штейнберг 1915 г. | В столице насчитывается 10 000 татар. Живя вдали от родины, татары , однако ж крепко держатся религии и обычаев своих предков, и не смешиваются с другими элементами столичного населения. Так в Петербурге они имеют свои молельни, конебойни и мясные лавки. На конебойне ежегодно убивается 7 000 лошадей. Татары имеют 4 мясных лавки. При входе в татарскую лавку вы заметите над дверями прибитую вывеску, на которой нарисован конь вместо нашего быка. На вывеске надпись: “Торговля мясом из татарской общественной конебойни”. Отборная вывеска конины для бифштекса стоит 8-10 копеек за фунт. |
Татарин-халатник | Татарских молелен три: одна помещается на углу Николаевской улицы и Разъезжей, другая – на Лиговке, третья - против Полицейского моста. Соответственно, все мусульмане, живущие в Петербурге , подразделяются на три прихода. Первый приход – самый большой, к нему
причислено около трех тысяч человек нижегородских, симбирских и пензенских
татар-халатников, разносчиков, извозчиков, дворников. Татарин-торговец существует двух родов: халатник и разносчик…Татарин-халатник торгует старым платьем – скупает всякое старье и сбывает на толкучем рынке. Татарин-разносчик представляет собой ходячую лавочку. Татары в Петербурге живут артелями человек от
десяти до тридцати. Татары сильны коммунальным началом: если они, например,
узнают, что какой-нибудь их товарищ
торгует ”на шею”, т.е. себе в убыток, и , если он не находит подходящего
места, то артель посредством складчины сама высылает его на родину. |
Татарин - разносчик, продавец мануфактуры | Ко второму приходу причислены преимущественно
касимовские татары: официанты разных петербургских ресторанов и буфетчики на
станциях по Николаевской дороге. Все буфеты по Николаевской дороге, вплоть до самой Москвы, содержатся татарами; прислуга в этих буфетах, официанты и лакеи – тоже татары. Весь это лакействующий персонал причислен ко
второму магометанскому приходу в
Петербурге и в религиозно-нравственном отношении подчиняется ахуну Атаул
Баязитову. Наконец, в Петербурге живет не мало татар,
состоящих на государственной службе, например, солдаты. Для них учрежден особый
”военный
магометанский приход”.
По словам ахуна в Петербурге большинство татар холостые. Кто имеет две жены, тот одну оставляет на родине, чтобы она смотрела за хозяйством, а другую берет с собой. В Петербурге двух жен не держит почти ни один татарин, потому что и одну жену прокормить тяжело.
|
Татарской школы в Петербурге нет, а магометанский ахун обучает татарских ребят и грамоте.
Книги, молитвенники и алькоран печатаются или
в типографии при академии наук, которая известно, имеет восточные шрифты, или
при университетской типографии в Казани.
Группа учащихся и преподавателей татарской смешанной школы. 1913 г. Булла
Урок русского языка в татарской школе, 1913 год
Урок истории в татарской школе. 1913 г.
Гражданские ахуны набираются на этот пост самими татарами. Они же платят им и жалованье. На наем приходской молельни и содержание ахуна каждый татарин уплачивает по 20 коп/месяц.
В административном отношении ахуны подчиняются
оренбургскому муфтию, который экзаменует их и утверждает в соответствующих
должностях.
Татары давно хлопочут об устройстве в
Петербурге своей собственной мечети. Устройство мечети разрешено им. С 1882
года между татарами производится сбор денег на мечеть. До сих пор собрано
20 000 рублей.
(из А.Бахтиарова - 1895 г)
16 (03) февраля 1910 года Постройка мечети и сбор пожертвований разрешен покойным министром
внутренних дел графом Толстым. |
Интерьер временной молельни, устроенной во
время строительства Соборной мечети. 3 февраля 1910 г. Булла
Эмир Бухарский Сеим Мир-Алим на закладке мечети на купленном на его
средства участке земли. 1910 г.
Группа участников мусульманского съезда в Соборной мечети. 1914 г.