Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Гей- сообщества или бодибилдинг?

Эти и другие фотографии Карла Буллы стали все чаще попадаться в сети как иллюстрации жизни геев Петербурга начала 20-го века.

Между тем, у людей, изображенных на фотографиях был несколько другой интерес.


 

“Главный дефект интеллигента – петербуржца – его “животик”. Нигде нет такого большого количества мужчин с животиками, как в Петербурге. И странно, и смешно, что некоторые гордятся своими животиками, как когда-то русские бояре гордились своими бородами”-говорил директор открывшегося ноябре 1911 года в Петербурге “Института мужской красоты” доктор А.Л.Круазье.

Официально институт назывался "High life's hall for physical culture" и находился на Троицкой улице ( ныне Рубинштейна, 15-17).

Среди народа, живущего в России, он находил гораздо больше красивых, здоровых с виду, хорошо сложенных мужчин, чем во многих странах Европы, при этом,  в России он отмечал почти полное равнодушие к спорту.  

Культ  тела не был характерен для России, здесь на первое место ставилась традиционная русская духовность. Европейская же культура несла индивидуализм и уважение своего физического естества. Именно благодаря европейским веяниям в Россию пришли “институты красоты” в виде  “кабинетов de Beaute”,  но они были дамские. То, что своей красотой озаботились мужчины, было ново. 

“Временами начинает казаться, что мы, петербуржцы, в сущности не петербуржцы, а сильные духом и телом “древние”, а наша столица, горделиво вознесшаяся из топи и блат, - “счастливая Греция”, - иронично замечал один из питерских фельетонистов в начале 20 века.

Посетители заведения А.Л.Круазье. Петербург.1913 г. Булла  

Как гласила реклама, в заведении Круазье широко применялись различные процедуры с использованием горячей и холодной воды, пара, душа, массажа. Все это имело задачей “при условии строгой гигиены и комфорта индивидуальное развитие мускулатуры тела согласно нормам красоты и силы", а также исправление физических “недочетов” как то: полноты, исхудания, дряблости и сутуловатости.

“Из рыхлой, отяжелевшей, толстой фигуры петербуржца предприимчивое учреждение будет производить Апполонов Бельведерских, и в самый кратчайший срок”,

-с иронией писали журналисты.

Петербургская газета провела по этому поводу анкетирование известных дам-деятелей культуры, предложив им ответить на вопрос, что делает мужчину красивым?

Как выяснилось, мужская красота не всегда может быть залогом успеха:

“Мужчина должен быть джентельменом.
В этом его красота”


– ответила популярная артистка театра “Паллас”

Виктория Викторовна Кавецкая.

Виктория Викторовна Кавецкая 
на перроне вокзала с  поклонниками
ее таланта. 1900-е гг.

 
   


“По-моему, только выдержка и элегантность делают мужчину красивым.

Красивых мужчин в общепринятом смысле в Петербурге один на тысячу”


– было мнение актрисы театра “Пассаж”
В.И.Пионтовской.


“Лично я не признаю специальной мужской красоты,

- признавалась артистка Императоркого балета М.М.Петипа.

- Я ценю в мужчине больше качества его характера:

благородство, характер, сильную волю, мужество.

Эти качества и некрасивого мужчину делают красивым, независимо от того,
“ культивирует “
он свое тело
или нет”

   

14 марта 1908 года в Михайловском манеже состоялся “Международный конкурс красоты мужского сложения” “Подобного рода конкурсы устраивались в Петербурге уже два раза и каждый раз привлекали массу участвующих”,-сообщалось в “Биржевых новостях”. 

В жюри конкурса вошли известные и авторитетные деятели искусства, среди которых был художник Франц Рубо( автор знаменитых панорам), артисты императорских театров, представители прессы, медицины и спорта. Формой одежды конкурсантов являлось трико – “короткое без фуфайки”. 

Вот как описывал конкурс репортер “Биржевых ведомостей”. 

“Длинной красивой вереницей продефилировали перед публикой 27 участников  конкурса. Среди них много борцов-профессионалов и любителей. Затем каждый из участвовавших демонстрировал перед членами жюри и публикой свою мускулатуру.

Сын художника Мясоедова, обладая почти классическим торсом и головой, позировал, изображая античные фигуры. Освещенный сверху электричеством, он выглядел весьма эффектно.”

При подсчете голосов мнения жюри разделились: художники посчитали, что любимец публики Мясоедов сложен не совсем гармонично. да при том имеет “кривой бок” и потому отдали свои голоса участнику Кавсадзе, “обладавшему красивыми ногами и головой”. Однако все остальные поддержали Мясоедова, их оказалось большинство. 

А в 1912 году петербургский журнал “Сила и здоровье” провел конкурс мужской красоты по фотографиям. Съемка производилась в фотоателье Карла Буллы. Любопытно, что у этого конкурса было одно, чуть ли не главное условие: “Не рекомендуется надевать даже купальные костюмы или нижнее белье, так как они закрывают и видоизменяют форму тела.” Что и было выполнено, судя по сохранившимся фотографиям. **


фотографии из журнала "Сила и здоровье"
1912 г. Булла

 

Сегодня эти фотографии часто демонстрируются в сети при обсуждении гомосексуально культуры в России, но был ли Петербург настолько голубым, как это стараются представить сегодня?

Вот  мнение писателя Игоря Катаны:  

"Ню" широко распространилось в фотографии после 1900 года, на волне пропаганды оздоровления и естественности в жизни. Гигиена тела, физкультура, здоровье, отдых, туризм, нудизм, натуризм, вегетарианство, антропософия господствовали в то время умами. Тело культивируется, следуя античным традициям, и фотография помогает создать модель идеала. Мужское обнаженное тело выражало идею силы и активности. Древнегреческое искусство создало основные образцы физически развитого тела, которыми пользовались художники всех последующих эпох. Действительно, только Древняя Греция имела реальную основу для подлинного изучения анатомии, благодаря античному спорту и культу тела. Красота древнегреческого атлета и современного спортсмена существенно не различимы между собой. Хороший борец, бегун или метатель всегда будут обладать одними и теми же внешними чертами, к какой бы расе они не принадлежали и в какую бы эпоху они не жили. Их красота — красота физически совершенного тела.

Физкультурная красота менее всего носит сексуальный характер — она общественна и эстетична. Красоту тел участников физкультурных состязаний нужно признать одним из основных начал, формирующих чувство красоты в массах. Спорт и фотография, идя столетие рука об руку, создали целую сокровищницу образов обнаженного тела, где оно обнажено не с целью сексуального возбуждения зрителя, где нагота не унижает, а возвышает. 

Именно в начале века и зародилось современное спортивное движение, оценивающее физкультурную красоту тела, которое теперь называется бодибилдинг.   

В 1912 году в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом 100, в скетинг-ринге проходил Всемирный чемпионат французской борьбы. Очень многие спортсмены участники оказались отснятыми на стеклянную пластину в фотоателье знаменитого Карла Буллы. Их фотографии были опубликованы в популярном петербургском журнале "Сила и здоровье", в качестве иллюстрации к статье, пропагандирующей занятия гимнастикой с легкими гирями и эспандером по системе знаменитого профессора лондонского института гимнастики Евгения Сандова. 

А через несколько месяцев этот же журнал объявил "конкурс красоты" для мужчин по фотографиям, в котором приглашались принять участие все желающие молодые люди красивого телосложения, а не только спортсмены. Журнал предъявлял к ним только одно пожелание: "Не рекомендуется надевать даже купальные костюмы или нижнее белье, так как они закрывают и видоизменяют форму тела". Эталонным образцом для конкурсантов и послужили спортсмены, снятые в красивых позах древнегреческих атлетов.

 (отсюда:  
http://www.sportreferats.narod.ru/atlet/sports/liter/Lurih_chempion04.html)


Участник Всемирного чемпионата французской борьбы матрос Бориченко.1912 г.
(фото из архива С.Петербурга)




 

Участник Всемирного чемпионата французской борьбы Юстус (портрет).1912 г.
(фото архива С.Петербурга)


03 января (21 декабря) 1909 года

«Конкурс красоты»

На сцене полукругом расположились борцы, участвующие в чемпионате, и любители. У большинства обнаженные торсы. Вызываемые г. Лебедевым состязающиеся медленно дефилируют перед публикой и жюри, делая плавные пластичные движения.
На сцене остаются только 7 человек, среди которых любитель – барон Кистер. После долгого совещания жюри присуждает I приз (зол. медаль) барону Шварцу, II-й приз (сер. мед.) – чеху Фриштенскому. В публике раздаются протесты шум, крики: бушуют «Ван-рилисты» и «Ван-рилистки» - герой которых – голландец Ван-Риль – остался без приза.

www.starosti.ru






 

 

Маринус ван Риль, Голландия

Какими же были знаменитые атлеты России, красотой которых восхищались их поклонники? (читать следующую запись в моем журнале)

 

 

Tags: Глезеров Сергей, История России, Спорт, Фотоархивы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Окончание

    Изабелла в Танжере Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. . Ее статья о Марокко для Monthly Review…

  • В Северной Африке

    Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. «Я полностью отдаю предпочтение жизни на Востоке вместо…

  • По Нилу

    . Как это уже часто случается, сегодня меня подвел сервис radikal.ru, он сообщает, что некоторые из загруженных фотографий временно недоступны.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments