Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Русское сокольство - "революции отпор, стране реформы".

 

Массовые вольные упражнения солдат во время смотра сокольской гимнастики.  Красное Село, 2 августа 1909 года. Булла

Представители русского офицерства и иностранных миссий у Царского валика с царской палаткой во время смотра сокольской гимнастики в Красносельском лагере. 1909 г.

Сокольство появилось в Чехии и стало формой национально-освободительного движения против немецкого господства. Первое сокольское общество появилось в Праге в 1862 году не в целях удовольствия, а дляупорной работы над совершенствованием как физической, так и духовной природы человека и развития высоких гражданских качеств”. Сообщество выбрало название “Сокол”  в качестве символа свободы, мужества и независимости и обычай обращаться на “ты”  среди членов сокольской семьи. Основатель движения, выпускник Пражского университета Мирослав Тырш. В своих "Основах гимнастики" (изд. 1868 г.) Тырш отмечал "огромное значение систематического телесного развития и его влияния на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду". Эта многогранность целей во многом отличала труд Тырша от немецких авторов, задачей которых было лишь онемечение разнородного населения страны и физическая подготовка призываемых в имперские войска.

Группа чешских соколов, 1902 г.

Тырш усовершенствовал немецкую гимнастическую систему, дополнил ее некоторыми видами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре вида: упражнения без снарядов, со снарядами, групповые упражнения (пирамиды, подвижные игры), боевые упражнения (фехтование, ,борьба, бокс). 

В сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений( как в немецкой или шведской) а на красоту их выполнения.

Гимнастические упражнения стали соединять в  комбинации, ввели музыкальное сопровождение, красивые костюмы, специальную гимнастическую обувь, применялись различные предметы ( шарфы, палки, старинные виды оружия - булавы, мячи)

 

Занятие чешских соколов. 1903 г.

За полвека своего существования сокольство широко распространилось среди славянских народов и вылилось в ярко выраженную славянскую организацию, провозглашавшую идею всеславянского единения. В начале 20 века сокольство стало проникать и в Россию.

 

В саму Россию сокольство было принесено на плечах чехов-иммигрантов: в 1870 году в местечке Мирогощи на Волыни было основано два сокольских общества для проживавших там чехов. В русской части Польши также появились сокольские общества. Русское правительство не препятствовало этим начинаниям. Однако для русских организаций сокольское имя было официально воспрещено, видимо из-за  внешнеполитических соображений правительства.

4 мая 1883 года в Москве было основано "Русское Гимнастическое Общество", опирающееся на сокольский опыт. Впоследствии членами этого общества были и Лев Н. Толстой и Антон П. Чехов. В 1900 году в Тифлисе (ныне Тбилиси) открывается "Гимнастическое общество", уже совершенно откровенно сокольское по структуре, идеологии и гимнастической терминологии, разработанной Тыршем. В том же году рождаются "Чешские гимнастические кружки" в Санкт-Петербурге и в Киеве. Вскоре, в 1903 году, они переименовываются в "Общество Север" и, соответственно, в "Общество Юг". В том же году основано и утверждено властями "Гимнастическое общество в Ташкенте". 

 Новые веяния в России, пережившей неудачную Русско-Японскую войну и революцию 1905 года, выраженные устами премьер-министра А.П. Столыпина делают упор на лозунг "революции отпор, стране реформы". Обществу "Тифлис" разрешается именоваться "сокольским". Сам Столыпин с сыном вступают в сокольство. Обвалом происходит переименование уже существующих "гимнастических обществ" в "сокольские" - Появляются "Общество Сокол  Москва-1", "Петербург-1", "Одесса", "Ташкент".  В Сокольскую работу втягивается военное ведомство. В Санкт-Петербурге открывается "Офицерская гимнастическо-фехтовальная школа", действующая по "сокольской системе" с участием чехов-преподавателей. Школа растет и выпускает профессиональных инструкторов-офицеров для обучения войск сокольской гимнастике. Создается Союз Русского Сокольства, издаются сокольские газеты и журналы

 www.srpska.ru/article.php

Гимнастические упражнения спортсменов общества "Cокол" в Михайловском манеже 1911 год. Булла

В октябре 1911 г на праздновании 75-летия  сокольства в России вице- президент общества Н.А.Султан-Крым-Гирей выступил в столичной прессе: "Несколько лет тому назад у нас не было ни одного "сокола", а сейчас насчитывается  сорок шесть русских сокольских обществ. ... и уже возбужден вопрос о присоединении русского союза соколов к общеславянскому в Праге". 

Съезд русских соколов, прошедший в 1911 году в Москве, во-первых, постановил принять сокольскую идею сдавянского братства. Во-вторых, он провозгласил, что сокольство в России должно служить одним из элементов соединения племен, населяющих Россию. Принципы демократизма, любовь к ближним, сознание гражданского и общественного долга, альтруизм являются  основными принципами организации русского сокольничества.  

Однако, движение не смогло избежать раздоров. Началось все с противопоставления сокольской гимнастики немецкой системе, что не дало провести всероссийский съезд гимнастов, который по заявлению некоторых представителей был заподозрен в антиславянской и прогерманской направленности. Не удалось сокольству избежать и национализма. 

Горячий сторонник сокольства В.М.Бехтерев писал: "Чрезвычайно важно , чтобы сокольство в России явилось всенародным русским сокольством, а не замыкалось бы в узконационалистических рамках, оно должно быть общерусским в широком смысле слова, а потому должно принимать и даже привлекать в свою среду всех, кто поддерживает и развивает русскую культуру". 

Русское сокольство установило тесные связи с сокольскими организациями в Чехии. В Праге прошел первый всеславянский слет соколов ( в нем не участвовали только поляки) Он включал в себя манифестации, парадный сбор всех славянских соколов на площади  перед ратушей, массовые спортивные упражнения, в которых одновременно принимало участие 12 тысяч человек.

Гимнастическое общество "Польский сокол" в Петербурге (Измайловский пр., 16) . Группа гимнастов, членов общества в спортивном зале.1911 г.   Женская группа гимнастического общества "Польский сокол" во время занятий. С.-Петербург. Столярный пер.18. 1907 год. Булла

Однако, все больше русское сокольство раскалывалось на части. "Язва разногласия разъедает наше общество", - заявлял в своем докладе представитель группы "соколов-кавказцев" Рубен Мириманианин. "Наши противники говорят:"русский сокол только для русских!" Разве это идеи братства и равенства, проповедуемые Тыршем?"  

К 1914 году в России в 26 городах было 42 сокольские организации. С наступлением Первой мировой войны многие соколы ушли на фронт, немало из них погибло на полях сражений. После Октябрьской революции гимнастика оказалась не в почете. В 1918 году появилась идея возрождения сокольства, однако, последователи сокольства пытались отмежеваться от введенного декретом ВЦИКа Всевобуча ( всеобщего обязательного военного обучения) и проводили в жизнь принципы славянофильства.    Курс сокольской гимнастики. Петроград 1917 г.

В 1923 г. по предложению К.Радека и Н.Бухарина сокольство объявили нелегальной организацией и закрыли. Свою историю русское сокольство продолжило лишь в среде эмигрантов.   

 

***
Tags: Глезеров Сергей, Империя в фотографиях, История России, Спорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments