Побег азиатского слона из передвижного зверинца Санкт-Петербургского зоологического сада (1874 г).
Первый слон был прислан Петру Первому в Петербург шахом Хуссейном в 1714 году.
До Астрахани слона везли на корабле по Каспийскому морю, откуда он путешествовал по России пешком. Для этого перехода ему изготовляли особые кожаные башмаки, которые надевали на ноги. Слон износил громадное количество этих башмаков. Конечно, износка эта была только на бумаге, и ее ощущали лишь провожатые слона, показывая счета на несуществующие башмаки и пряча деньги в свой карман.
Гулять животное водили на Невский проспект. Вокруг слона собирались толпы народа. Петербуржцы вели себя шумно: смеялись, бранились, даже кидали в слона камни, следствием чего стал указ о "неучинении помешательства слоновщику в провожании слона".
Петровский слон был окружен заботой, среди разнообразного ассортимента были пшено соропчинское, масло коровье, патока, калачи, сено, соль, а также вино простое 315 ведер, ренское - 315 бутылок.
Однако, вскоре вскрылось, что вино простое потреблял слоновщик Гаврила Бабаецов. Служителя допросили и он сознался, что "вина простого 4 ведра с полведром оное вино сам пил и солдатам давал за работу". Слона , судя по всему, объедали постоянно, так что он через три года помер.
Вскоре персы подарили Петру Великому еще одного слона. При Анне Иоановне шах Надир сделал воистину царский подарок - сначала одного, а потом еще 14 слонов. Для них пришлось построить Слоновый двор у Фонтанки - большой, со специальным спуском к реке "всем слонам ради купания".
Эти слоны уже употребляли сухой тростник вместо сена, рис, сахар, муку, а также "корицы, кордамону, мушкатных орехов - по 7 фунтов 58 золотников каждого сорта, шафрану - 1 фунт 68 золотников". И. конечно, спиртых напитков -в год на одного слона - 40 ведер виноградного вина и 60 ведер водки.
Последний напиток слоны употребляли особенно разборчиво: слоновщик Ассатий подал жалобу начальству, что де "к удовольствию слона водка неудобна, понеже явилась с пригарью и некрепка".
подробнее о слонах