?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школа грамотности в Сибири. п. Овсянка 1910 г



Женская школа. Урок рукоделия. Большой русский альбом Марии Быковой.

Голодный год в Нижегородской губернии (1891-1892). Столовая для крестьянских детей в церковно-приходской школе

В 1880 доля общественного участия в содержании начальных школ составляла до 86,1% общих затрат.


Первая попытка общественности в борьбе с неграмотностью была сделана в 1847 году, когда при Московском обществе сельского хозяйства удалось учредить Московский комитет грамотности.
Период реакции, вызванный революционными событиями в Европе, помешал его деятельности. Однако, в 1870-х годах ему удалось установить связь с земствами по вопросам народного образования, открыть летние педагогические курсы для народных учителей.


В 1859 в Киеве по инициативе проф. П. В. Павлова, а также Н. И. Пирогова возникли первые воскресные школы, в которых могли учиться писать и читать взрослые, не получившие образования ранее. В 1862 в 50 губерниях уже насчитывалось около 300 воскресных школ, почти все они были школами для мужчин. Обучение в них было бесплатным, труд преподавателей (студентов, учителей, писателей, журналистов, чиновников, офицеров) безвозмездным.

В 1861 году Комитет грамотности был учрежден и Санкт-Петербурге. Он ведал учреждением новых воскресных школ, проводил учительские семинары, пытался организовать общества народного образования.

...воскресные школы - замечательное и отрадное явление, из которого мы можем заключить... о том, что народ наш дозрел, наконец, до той степени, когда учение его сделалось неизбежным, жизненным вопросом...
К. Д. УШИНСКИЙ. Воскресные школы.


Воскресная школа в Петербурге. литография В. Тимма, 1860 г

«Я встретил в городе многих из обывателей, уже взрослых, не умеющих даже читать и писать по-русски по неимению средств к обучению их. Таковое отсутствие грамотности в губернском городе поставило меня, по названию начальника губернии, в обязательное положение учредить здесь народную школу (или даже две, смотря по надобности и удобству местности) для обучения преимущественно круглых сирот и детей самобеднейших родителей из обывателей города Красноярска: Закону Божию, русской грамоте, читать и писать, и арифметике.»
П. Н. Замятнин Военный губернатор г. Красноярска. 1862 г.


Тысячи и тысячи рублей стали собираются по подписке для открытия средних учебных заведений. Жертвовали купцы, чиновники, мещане, духовенство, крестьяне.

По всей стране стали предприниматься попытки создания обществ, способствующих распространению знаний. Кружки частных лиц стали организовывать народные библиотеки и проводить лекции для народа.

В то время, когда было ясно, что развитие сельского хозяйства просто невозможно без образования крестьянства, когда промышленники ощущали острую необходимость в квалифицированных рабочих и служащих, обладающих коммерческими знаниями, государственный аппарат был больше озабочен удержанием власти. Монархия не в состоянии была взять на себя финансовое бремя по созданию системы народного образования и претендовала лишь на контроль, оставляя за собой право “запрещать” или “позволять” деятельность лиц и организованных ими структур. В результате любое нужное начинание проходило долгий круг согласований и утверждений, прежде чем могло воплотиться в жизнь.

Челябинск. Челябинская торговая школа.


Челябинск. Первый выпуск учеников ремесленной школы,1904


Челябинск. Учащиеся у здания реального училища. Первое учебное заведение города


В июне 1862 по распоряжению Александра II воскресные школы были закрыты. В 1864 их вновь разрешено было открывать, но главным образом, представителям духовенства. За их деятельностью был установлен надзор полиции и инспекции народных училищ.


Ученики и ученицы второго городского училища. Красноярск 1884 г.


Тем не менее, комитетом грамотности в 1863 году была открыта школа для подготовки сельских учительниц. Однако и эта школа была закрыта в 1866 году.

В разное время в работе Комитета участвовали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, В. Г. Короленко, Г. И. Успенский, В. В. Стасов, Н. А. Рубакин, А. М. Калмыкова, П. П. Семенов Тян-Шанский, И. В. Вернадский, С. Ф. Ольденбург и др. Как отмечало министерство внутренних дел, деятельность комитета развивалась «в духе несогласия с видами правительства». Поэтому в 1895 он был преобразован в Петербургское общество грамотности и подчинён министерству народного просвещения. В знак протеста 600 членов комитета вышли из его состава. Не избежал этой участи и Московский комитет, его тоже подчинили Министерству.

К этому времени общества грамотности стали создаваться по всей России.

В 1869 возникло Харьковское общество грамотности, в 1879 общество грамотности среди грузин, такое же общество возникло в Киеве и Томске, в 1886- в Самаре.


Учительская семинария


Прием в учительскую семинарию

Большинство городских библиотек были платными, а читатели делились на разряды в зависимости от тяжести кошелька. А это значит, что все свежие газеты, журналы и книги, поступавшие в библиотеку, сначала прочитывались состоятельными людьми, а уже потом, как писала газета «Восточное обозрение», «как объедки бросались беднякам»

Подписчик первого разряда имел право брать на дом две книги или одну книгу и новый журнал. Кроме того, он мог взять три номера газет. Плата за эти услуги составляла 4 рубля в год. Подписчик второго разряда мог брать на дом 2 книги и журнал, но не свежие, а полугодичной давности. За это он должен был заплатить 2 рубля в год. Плата взималась помесячно — по первому разряду — 50 копеек, по второму — 20 копеек. Кроме того, абоненты были обязаны вносить денежные залоги в сумме трех рублей. Иногда записаться можно было по ручательству известных библиотеке лиц. Некоторых читателей, в основном малоимущих, от платы за чтение освобождали. За задержку книг взималась пеня и штрафы. Зато плата за право чтения в читальне была чисто символической.

Народным бесплатным библиотекам-читальням не разрешало выписывать многие газеты и журналы, огромное количество книг было также запрещено хранить на книжных полках (но не запрещалось, скажем, на чердаке библиотеки). Даже газеты, издаваемые в Сибири, такие как «Енисей» (Красноярск), «Сибирская жизнь» (Томск), «Восточное обозрение» (Иркутск) по приказу Министерства просвещения не допускались в библиотеки для бедных.




В результате таких жестких мер библиотеки посещали преимущественно дети. Такие библиотеки правильнее было бы назвать не народными, а детскими.


Конечно, местная интеллигенция с таким положением мириться не могла. Многие читатели красноярской городской общественной библиотеки общества попечения о начальном образовании тоже требовали, чтобы она приобрела в свои фонды сочинения А.Писарева, Н.Добролюбова, Н.Чернышевского, А.Герцена. Председатель комитета библиотеки за разрешением этого вопроса обратился о городскую думу, городская дума обратилась к губернатору. «Как поступит губернатор?» — задавали вопрос местные остряки. И тут же отвечали, что и он, губернатор, найдет к кому обратиться.


Объясняя причину запрета, енисейский губернатор Л.К.Теляковский отвечал местной интеллигенции:

"Со своей стороны, я нахожу, что упомянутые выше газеты не могут иметь серьезного воспитательного значения для обыденного круга читателей народных библиотек, так как в этих газетах неоднократно помещаются кляузные и пасквильные статьи, в которых с характерными искажениями описываются действия должностных лиц различных правительственных и общественных учреждений, что несомненно подрывает авторитетное значение властей и поощряет дурные инстинкты публики. "



Ученики земской школы с.Никольское-Горушки Дмитровского уезда. Фото 1890-х

Несмотря на самоотверженность общества в борьбе с народной неграмотностью, данные переписи населения 1897 года были неутешительными: процент неграмотности в России составлял 80,4 а среди женщин – крестьянок – 93. Еще хуже обстояло дело на национальных окраинах. Среди туркмен неграмотных было 99,3 5, киргизов – 99,4, казахов – 98, узбеков – 98,4, среди горцев Северного Кавказа – 98 5. Более чем у 40 народов России отсутствовала письменность, в том числе и у народов Северного Кавказа.


В 1906 году журнал «Вестник воспитания» предсказывал, что для ликвидации неграмотности народам России потребуется 4600 лет.



"Искра" от 1912 года

Только в 1908 г. Государственная Дума принимает закон о всеобщем начальном обучении, после чего показатель грамотности начинает быстро расти и к 1917 г. достигает 42 %.


Челябинск. Сбор на демонстрацию учителей-курсисток. Июль 1917г.

Увеличение грамотности населения Европейской части России за 120 лет,
с 1797 г.по 1917г.
мужского сельского населения: 3,3%-6,1% до 53,2%
женского сель¬ского населения: 2,1%-5,6% до 22,6%
городского населения : 9,2%-21% до 70,5%


( итоговые сведения приводятся по изд.: Миронов Б.Н. Развитие грамотности в России и СССР за тысячу лет, X—XX вв. // Studia Humanistic», 1996. Исследования по истории и филологии. СПб., 1996. С.24—46.)


В советское время эта тенденция сохранилась, благодаря чему в конце 1950-х гг. грамотность в СССР наконец стала всеобщей.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
fenix_party
Aug. 31st, 2010 03:11 pm (UTC)
А не могли бы указать источники всех фотографий? Я тоже интересуюсь этой темой.
ljwanderer
Aug. 31st, 2010 11:17 pm (UTC)
А фотографии лежат в сети,
посмотрите свойства фотографии, там они и лежат.
Очень рекомендую Krasplace.ru - замечательный ресурс!
(Anonymous)
Oct. 22nd, 2010 05:00 pm (UTC)
Re: А фотографии лежат в сети,
Здравствуйте! Засмотрелся на коллекцию Ваших фото. Спасибо за нее! У мня к Вам вопрос – где можно достать фото определённой известной личности – городского головы Новороссийска конца 19 вв. Есть у Вас доступ к журналу Нива (архивы)? Не знаете ли Вы о платных услугах в таких поисках? Буду благодарен за ответ на
spivako@gmail.com
Олег
ljwanderer
Oct. 22nd, 2010 08:57 pm (UTC)
Вы бы хоть фамилию назвали...
Пенчул, Броверман, Никулин, Калинин? В архиве Новороссийском не прбовали запросить?
Журнал "Нива", например. есть здесь: http://forum.relicvia.ru/topic4307.html?mode=threaded&pid=30552
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow