?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Сатка. Земская школа. Урок ведет Серафима Александровна Мышкина. 1908-1912гг.

“19 октября 1906 г.

Крестьяне смеются над девочками, когда те делают задачи: «Зачем Вам, девкам, счет? Муж будет пить, а ты за ними бутылки считать?». Я просила детей передать их родным, что, к сожалению, относительно мужей они правы,  но относительно детей- роль грамотной матери будет иная: она заменит им учителя.

23 Октября 1906 г.
Вчера Федя, отдавая мне «Песнь о купце Калашникове”, прибавил, что он брал не для себя, а для отца. Маша читала матери, мать похвалила отцу, отец просил принесть. Вот какими путями распространяется просвещение…
6 Декабря 1907 г.
Бабы усиленно нападают на моих учеников за их любовь к чтению:”Да брось ты эту книгу! С ума скоро сойдешь. И какие вам книжки-то дают! Побасенки, да сказки. Вы бы Псалтырь читали, да житие святых угодников, а нешто это книжки! Так, одна глупость! Умерла одна старуха, бабы позвали детей читать Псалтырь, а дети не знали, что читать. Бабы переполошились: «Ну, вот и ученые, а что читать по покойнику и не знают. И чему она их там учит?... На другой день я спросила у священника и показала детям, что читать по покойнику.”




Воспитанницы Дома призрения малолетних бедных имени В.Ф.и М.Ф.Громовых за шитьем
под руководством своих воспитательниц
Ст.Удельная, Выборгское шоссе, 126 Нач. 1900-х Булла

Группа воспитанниц приюта Международного общества попечения о бедных и больных девочках-сиротах Римско-католического вероисповедования в Петербурге со своими наставницами.
Шувалово. Нач.1900-х Булла

Воспитанники приюта Господа Иисусу Христа в память отрока Василия во время занятий арифметикой. С.Петербург Нач.1910-х . Булла

“Итак, я начала уроки в мужской гимназии. Занятия для меня представляли двоякую трудность. Мне впервые приходилось иметь дело с классом в 40 и больше человек и, кроме того, приходилось бороться с предубеждением окружающих к тому, что женщина вошла в стены мужской гимназии.

Назначение мое являлось вторым или третьи подобным случаем в России. Мальчики усматривали оскорбление своего мужского достоинства в том, что им будет преподавать “баба”; некоторые твердо решили не подчиняться женщине.  Родители и часть учителей относились также с недоверием к тому, чтобы женщина могла справиться с 40 головорезами.

Ученики других классов останавливались, когда я проходила, чтобы посмотреть на такую диковинку, как женщина в мужском заведении. На всех лицах гимназистов было написано любопытство, на некоторых – недоброжелательство. Тем важнее мне было победить это предубеждение, справиться с классом, и я твердо решила этого достичь…”

В.Федявская ,
одна из первых женщин-преподавательниц, получившая в 1901 г. место в мужской гимназии.




Учащиеся школы товарищества борьбы с жилищной нуждой во время занятий.
С.Петербург, Галерная ул.7 1906. Булла


Учительница Евгения Викторовна Фенина со своими учениками-рабочими-шахтерами. Харьковская губерния. Нижняя Крынка. Нач.1900-х

«Начала я заниматься в Смоленских классах для рабочих с 1885 года…
По окончании Женских педагогических курсов я жаждала полезного общественного дела и подумывала стать сельской учительницей….в разговоре узнала, что за Невской заставой есть школа для рабочих…Тогда я оставила намерение ехать в деревенскую школу, мысль заниматься с рабочими увлекла меня…
В маленькой уютной комнате за длинными столами сидело человек 15-17 рабочих, некоторые из них были пожилые. Они с большим усердием - видно было, что им трудно - очень медленно писали. Один пожилой рабочий особенно привлек мое внимание. Пальцы его плохо сгибались, он был весь потный от усилий, которые употреблял, чтобы вывести буквы…
Начала я заниматься не без трепета( это был мой первый опыт) и совсем смутилась, когда один из учащихся, средних лет рабочий довольно мрачного вида, на мой вопрос ответил: «Если бы мы это знали, так и учиться в школу не пришли »

Е.И.Гердзей


Земская школа



О положении учителя.

По уровню зарплаты учителя резко отставали от многих представителей провинциальной интеллигенции. Так, в 1908 г. в Повенецком уезде Олонецкой губернии, где стоимость жизни всегда была высокой, учитель в зависимости от стажа получал 300–400 рублей в год, тогда как жалованье земского врача составляло 2000–2200 рублей в год, провизора – 1200 рублей, дантиста – 800 рублей.Лишь с точки зрения крестьянина-бедняка учитель, освобожденный от всех личных повинностей, получавший «рубль в день», а по старости – пенсию, был обеспечен неплохо.

Сельские учителя сетовали на то, что их возможности создать семью ограничены, поскольку деревенская девушка даже из крестьянской семьи среднего достатка считает школьного учителя с его скромными доходами «неудачной партией». Эта социально-демографическая проблема имела общероссийский масштаб: в конце XIX в. почти половина учителей и более 4/5 учительниц не имели собственных семей.

В результате для учительницы на одной чаше весов оказывались интересы дела, избранной профессии, а на другой – устройство личной жизни. Деревенским учительницам было непросто найти себе подходящего спутника: образованные девушки предъявляли более высокие требования к женихам. Поэтому не редкостью было создание учительских семей.

Учащиеся земской школы


Материальное положение влияло на характер поведения учителя, его социальный облик, репутацию в деревне. Несвоевременная выплата зарплаты вынуждала жить в долг. Кредиторами учителей становились не только местные торговцы, снабжавшие продуктами, но и крестьяне, кормившие учителей с отсрочкой оплаты. Такая ситуация ставила учителя в унизительное положение. Отмечались факты, когда кредиторы приходили требовать возвращение долга прямо в класс.

Земские бюджетные обследования, проводившиеся в разные годы, показали, что у семейных учителей, имевших детей, почти все жалование уходило на питание. И это при том условии, что учитель обязательно преподавал дополнительные и необязательные предметы, заведовал школьным хозяйством и получал надбавки за стаж работы. В противном случае семья могла голодать.

Учителя с трудом могли дать образование, «вывести в люди» собственных детей. Большинство из них было вынуждено обучать дочерей во второклассных школах или в епархиальных училищах, а сыновей – в духовных училищах. Выбор определялся вовсе не тем, что учителя были склонны избирать для своих детей духовную карьеру, а лишь относительной дешевизной содержания в этих учебных заведениях.

Директор народных училищ Олонецкой губернии Д. П. Мартынов в 1895 г. замечал:
"Грошовые жалования приводят и к грошовым учителям, а грошовые учителя дают и грошовые успехи " *



Канский уезд. Сельские общества категорически заявили о нежелании открывать школы, так как содержание училищ падёт на отягощение мирского бюджета.

В Шеломках старое церковно-приходское училище прекратило своё печальное существование после ухода учительницы. То же случилось со школой в деревне Курай, где крестьяне отказались платить учительнице жалование.

В Устьянской школе ветхая изба покосилась набок, пол в трещинах, отхожее место общее для мальчиков и девочек...


«Сибирская жизнь», 28 июня 1900 года.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
e_bazarov
Jun. 17th, 2013 03:17 am (UTC)
Забавны часы на пред-пред-последнем фото (точнее, рисунке) - кто автор шедевра?
Видимо, срисовывал их со своих настенных-кварцевых и не видел модели с гирями даже середины 20-го века?)
Зачем же вставлять в хорошую тему такую "историю"? (вот на 3-м сверху - другое дело;)

Edited at 2013-06-17 03:20 am (UTC)
ljwanderer
Jun. 17th, 2013 05:50 am (UTC)
Да, современные часы. Я часто не обращаю внимание на детали.
Текст без фотографий читать скучно :)
Потому вставляю фотографии из книг, хотя бы парты старого образца можно разглядеть.
e_bazarov
Jun. 17th, 2013 07:07 am (UTC)
Спасибо, Елена)
Вижу у Вас темы по истории медицины и женщинах-медиках, Вы сами имеете(ли) отношение к ней?
Я же изучаю историю медицины на Брянщине, где с 1939 по 1966 прошло врачебное служение моей бабушки – А.Ю. Аржановой ,
коей в этом году исполнилось 110 лет с ДР .

Увы, её последняя, Супоневская больница исчезла без следа и даже в музее местной школы нет ни единого упоминания о такой,
как и в возрожденном Свенском монастыре .
Вот несколько фото-сопоставлений этого места Супонево в разные годы: http://fotki.yandex.ru/users/arjan2000/album/148371/

Старое здание участковой больницы в Вышкове сохранилось, но в нём давно жилой дом,
а новая больница наверняка (ещё не был там) не имеет портрета своего руководителя в самые трудные годы (1939-48)...

О другом, ещё фельдшерском, периоде работы бабушки – Таганрогском (1924-1929) и Черепетьском (1930-34) – почти ничего не нашёл,
как и о подробностях её учебы в 1-м ММИ в самые «тёмные» для этого ВУЗа 1934-39...

Ещё в канун ДР бабушки создал группы в Контакте, изучающие местную мед. историю – "Старое Супонево" и "Больницы Брянска и области",
а в ближайших планах – статьи Википедии по больницам Вышкова / Супонева и личная страница А.Ю. .

Если Вам встретится что-то близкое моим темам, дайте знать?


Edited at 2013-06-17 12:22 pm (UTC)
ljwanderer
Jun. 17th, 2013 07:20 pm (UTC)
Интересно было познакомиться, Евгений.
Замечательную работу делаете, краеведческая история - это увлекательно, особенно, когда находишь новые и новые документы, фотографии.
Прочитала про Вашу бабушку, изумительная женщина. Работа врача и учительницы на селе - настоящий подвиг.
Прочитала о том, как пришлось во время войны делать операцию, подумала, что современный гинеколог не возьмется за такое, не так теперь учат.
Да, в семье моей есть медик, сама к медицине никакого отношения не имею, как и к педагогике.
Журнал для меня - увлечение в свободное время. Записываю здесь то, что стало мне интересно, о чем узнала. А интересна, конечно , в первую очередь, женская тема, женщины в истории.

livejournal
Dec. 11th, 2015 08:08 pm (UTC)
Из дневника сельской учительницы
Пользователь apelsinno сослался на вашу запись в своей записи «Из дневника сельской учительницы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Из дневника сельской учительницы [...]
(Deleted comment)
ljwanderer
Jul. 1st, 2016 09:48 pm (UTC)
Да, я тоже всегда удивлялась, что моя бабушка закончила семилетку, а дед - всео четыре церковно-приходской, но псали они очень грамотно, а дед до самой смерти с книгами не расставался. Мой отец всегда жаловался, что знания, полученные в послевоенный период в профессиональном училище от старых учителей по математике, физике, астрономии ( даже не в Питере и Москве, а в Ростове-на Дону), были гораздо обширнее и глубже, чем знания поколения, получавшего образование 1970-80-х. Наверное потому, что статус учителя в мире понизился, и в учительство стали идти не лучшие представители.

Насчет лучшей жизни учительницы Митиной, это Вы нафантазировали. Жизни сельского учителя можно было только посочувствовать. Это - нищета, для женщин - отстствие личной жизни, семьи.
Это - Ваши ощущения, думается мне. что несмотря на тяготы ее времени, учительница Митина гордилась своей жизнью и судьбой. А гордится было чем - несмотря на лишения, она многого добилась, благодаря характеру, воле, трудолюбию. А кому в те времена было легко?
И про естественный прогресс - не поняла Вас.
Сколько нужно было бы ждать при естественном прогрессе, чтобы в России образование стало обязательным и общедоступным?
Почему в Великобритании закон об обязательном ( но не бесплатном) образовании был принят в 1880, а в России, за отсутствием возможностей (школ), лишь во времена советской власти в 1918. А в Финляндии - в 1921?
Без революции, которая была исторически неизбежна, в России не произощли бы изменения, позволившие в короткий срок достичь поголовной грамотности. Точно то же самое - про общедоступную бесплатную медицину. Я уже не говорю о том, что миллионы из низов получили доступ к социальному лифту и воспользовались им.
(Deleted comment)
ljwanderer
Jul. 2nd, 2016 11:44 am (UTC)
Да. обсуждалась и планировалась, но все время отодвигалась на дальний срок, денег на эти цели выделялось недостаточно. Так что тот самый прогресс, о котором вы упомянули, не спешил в Россию.
Насколько я поняла из автобиографии крестьянке Митиной повезло, ей встретилась добрая барыня, которая дала ей работу и помогла в учебе. До этого крестьянской девочке в возможности образования за гос. счет было отказано.
Такое положение вполне устраивало тех, кто защищал существующую систему и был против перемен.
Положение сельского учителя в такой системе было весьма плачевно.

Материальный и правовой статус учителя зависел от типа учебного заведения, которое окончил учитель, и от места будущей работы. Низшую ступень среди российского учительства занимали учителя сельских начальных школ (народные учителя). Среднее жалованье этой категории в конце XIX в. составляло 16 - 20 рублей в месяц и очень часто выплачивалось с задержкой (Ф. Г. Паначин, 1986). Дополнительные уроки пения, рисования, музыки сверх учебной программы не оплачивались. В начале XX в. оклады повысились. В 1914 г. учитель получал 28 - 30 рублей в месяц. Исследователи народного образования В. И. Чарнолусский и Г. А. Фальборк отмечали, что "жалованье народного учителя так ничтожно, что даже места сидельцев казенных винных лавок оказались для многих гораздо более выгодными" (В. И. Чарнолусский, Г. А. Фальборк, 1900)
Да, гораздо лучше жили городские учителя, особенно те, кто преподавал в гимназиях, но на эти должности нанимали учителей из соответствующего сословия, дворянского происхождения. Для этого сельской девушке нужно было еще выйти замуж за представителя дворянства.
А если бы не вышла, осталась бы в прежней категории и довольствовалась превилегиями своего класса.
go_away_ira
Jul. 2nd, 2016 06:44 pm (UTC)
А зачем девочке из обеспеченной крестьянской семьи нужно было учиться за казенный счет ? Как видите, судя по дому её родители были весьма богаты. На фото Митина - выпускница провинциального епархиального училища. Родители-крестьяне сумели дочери дать школьное образование, сына выучили - на фото от в унтер-офицерском мундире, что возможно было только со средним образованием. Девочку сумели отправить на учебу далее в Петербург, но по недосмору учителя не разузнавшего толком об условиях приема её не смогли принять в учительскую семинарию. Ошибку исправили, девочку пристроили материально и на курсы при народном доме с отличной бесплатной библиотекой, лекциями, классами приготовления к поступлению на учебу. Девочка сама зарабатывала на хлеб и кров, не желая вернуться из столицы в провинцию, так то не недостаток образовательной системы, а достоинство девочки.

Я сама так выбралась учиться в университет в Москву и тоже мои документы были не в порядке - год ухода за парализованной матерью не зачли как год трудового стажа, так что меня не допустили до вступительных экзаменов даже в провинции в начале 80х. Всяко бывает. Мне повезло, что подсказывал что читать изумительно образованный филолог, ученый, мой старший друг и любимый человек - это стало моим университетом.

Извините, сравнивать ваше советское школьное образование и гимназистов Стоюниной или К.Мая даже смешно. Совейские училки-недоучки и плеяда гимназических преподавателей несравнимы. С университетским гуманитарным образованием и того хуже. Про репрессированных и отлученных от науки ученых даже странно уже отрицать. Университет вместо юриста Субботина произвел юриста Путина. Всё остальное точно также.

Извините, культура Субботиных - прямая наследница культуры просветитей 18 века, культуры издателя Новикова. Субботины стояли на плечах многих и многих культурных поколений. Из питерских подворотен редко вырастает что-то путное без культурной почвы.

Спорить об очевидном не хочу. Да и времени нет. Вчера в букинистическом у нас в городке накупила книжки по биоэтике и психологии К.Лоренца в оригинале и в английском переводе, в юности мечтала прочесть , так хоть сейчас пир духа устрою, собеседник отличный и мне сегодня никто больше не нужен. За сим откланяюсь.
ljwanderer
Jul. 3rd, 2016 03:00 pm (UTC)
Послушайте, Вы уж определитесь с легендой, либо Ваша барышня не крестьянка, либо из бедной крестьянской семьи.
Из оригинального источника ( который Вы сами выложили в своем журнале) следует, что "родители всегда(!) бедствовали, и, "видя бедствия в деревне" решила изменить жизнь с помощью образования.
Училась бесплатно(!) в церковно-приходской, а родители согласились оставить ее еще дольше потому что в школе давали хлеб (!).
А потом за нее платил добрый учитель, все три года!!!
Родители были против продолжения учебы, пришлось девочке зарабатывать поденщиной, приехала в Петербург, но ее все равно не приняли.
И вот тогда подвернулась добрая барыня, которая разрешала заниматься при огне, не экономила свечи и не гнобила прислугу.
А еще была добрая кухарка Анисья, которая помогала выполнять ее работу, чтобы вывободить время на учебу.
А еще были девушки-бестужевки, помогавшие готовиться к экзаменам.
И все равно, провалилась, потому что не было системы образования, обеспечивающей женское образование и поступление в высшие учебные заведения.
Еще была добрая графиня Панина, в Доме которой ее приютили, бесплатно кормили и подготовили к учительской земской семинарии.
А потом были добрые учителя и добрая Стоюнина, которая приняла девочку в гимназию и нашла спонсора, так как сама девочка платить не могла, а гимназия была платная.
А Бестужевские курсы девочка оставила, потому что нужно было кормить семью, пришлось пойти работать. И тут добрые люди, вопреки существующей системе, не уволили учительницу, которая вышла замуж и забеременела.
Без добрых людей не было бы учительницы Митиной, потому что существующая тогда система не давала возможностей пробиться из крестьян в люди. Случай с Митиной, скорее - исключение, чем правило.
Это - по источнику, все остальное - сконструированные позже легенды.

Хотя Вы и обижены на Советскую власть, но именно она изменила систему, дала шансы многочисленным обездоленным, вовлекла их в общественную жизнь. Она же вывезла семью Митиных в Москву и вылечила ее сына от туберкулеза.

По поводу советского образования - именно советское образование дало возможность Вашему мужу найти достойное себе применение, не так ли?
Ну, а пассаж про Путина и питерские подворотни сорвал с Вас все покровы интеллигентности. Настоящие русские интеллигенты не позволяли себе выказывать презрительное высокомерие по отношению к народу.


Edited at 2016-07-03 03:05 pm (UTC)
go_away_ira
Jul. 3rd, 2016 05:31 pm (UTC)
Здание на Тамбовской 63, где сегодня располагается ДК Железнодорожников имеет интересную историю, которая тесно связана с именем замечательной женщины, общественного деятеля начала XX века С.В. Паниной.
В 1900 году Софья Владимировна приобрела землю за Обводным каналом и обратилась в Городскую управу с письмом: «прошу… разрешить мне постройку Народного дома на принадлежащем мне участке земли… на углу Тамбовской и Прилукской улиц…».
Приглашенный ею Архитектор Ю.Ю. Бенуа, спроектировал оригинальный ансамбль из двух зданий, соединенных внутренним двором-садом для летних занятий на свежем воздухе.

В 1902 году первым открылся корпус на Прилукской улице (после 1917 года был передан заводу «Союз»). Здесь Софья Владимировна выделила помещения для Императорского технического общества, деятельность которого тесно связана с именем А.Г. Небольсина, одного из основоположников технического обучения в России, на базе которого в советское время была создана система профтехобразования молодежи. Тут же располагались «Подвижный» музей – в нем выдавались во временное пользование наглядные пособия и коллекция по естествознанию и географии – и мастерская по их изготовлению, склад одежды и обуви для неимущих детей, наконец, бесплатная юридическая консультация для рабочих. Графиня считала, что рабочие должны знать свои права, и деятельно этому способствовала.
Основной корпус Народного дома на Тамбовской открылся в 1903 году. В нем находились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая, чайная для неимущих и дешевая – для тех, кто в состоянии заплатить за обед 5 – 10 копеек. В цокольном этаже были оборудованы мастерские: слесарные для мальчиков, а для девочек – по обучению шитью и переплетному искусству. В башне располагалась обсерватория.
В Доме графини Паниной основным было трудовое, нравственное и духовное воспитание. В специальных классах взрослые могли получить начальное образование. При желании оканчивали затем курсы второй ступени и, успешно сдав экзамены, приобретали диплом народного учителя.
Существовали классы для детей, в которых одновременно с учебой ребята овладевали первоначальными навыками некоторых профессий. Выходцы из бедных рабочих семей обеспечивались питанием, одеждой.
Особой популярностью в Народном доме пользовалась общедоступная обсерватория, которая вмещала двадцать пять человек. В специальную книгу заносилось все, что было видно. В обсерватории наблюдали Юпитер, Венеру, горы на поверхности Луны. Один из сотрудников записал: «Замечено, что лица, побывавшие в обсерватории один раз, заглядывали туда второй и третий раз».
Учитывая несомненные успехи Лиговского народного дома на ниве народного просвещения, Городская дума с 1908 года взяла на себя расходы по содержанию благотворительной столовой. А в 1910 году Дом получил награду Брюссельской международной выставки за успехи в распространении научных и технических знаний.
Несмотря на строгие правила и неукоснительный порядок между работниками Дома и в среде воспитанников царила атмосфера благожелательности, творческого отношения к делу, учебе, это был один из «секретов» педагогических успехов С.В. Паниной.
Повествуя о ее детище, нельзя хотя бы кратко не сказать о Передвижном общедоступном театре П.П. Гайдебурова, который был открыт в 1905 году. В этом коллективе работал основатель Московского камерного театра А.Я. Таиров, а также знаменитый впоследствии французский режиссер Жорж Питоев.
В течение пятнадцати лет режиссером и актером театра был А.А. Брянцев, будущий основатель и руководитель Ленинградского ТЮЗа. Он считал себя духовным учеником и педагогическим последователем Софьи Владимировны, до конца жизни сохранил к ней неизменное уважительное и благодарное отношение.
Передвижной общедоступный Театр ставил лучшие пьесы из отечественной и мировой драматургии, организовывал музыкальные вечера.
В течение зимы ставилось несколько новых спектаклей, а с наступлением весны труппа выезжала на гастроли по городам России.
go_away_ira
Jul. 3rd, 2016 05:46 pm (UTC)
"Еще была добрая графиня Панина, в Доме которой ее приютили, бесплатно кормили и подготовили к учительской земской семинарии." Дууура, Вы однако безграмотная, а не петербурженка и не историк. Со всем остальным у вас также, как с "житьем" в доме Паниной.
Дом Паниной - это народный дом культуры, созданный на средства просветительницы графини Паниной. В народном доме культуры Паниной не жили и не могли жить, так как там учились, слушали лекции преподавателей, ученых, писателей, занимались в мастерских, в астрономической обсерватории, в библиотеке, в театре, в музее.
В Доме Паниной бесплатно получали начальное и затем среднее образование, дававшее право работать сельской учительницй. Митина была настолько способной, что ей одновременно с классами у Паниной разрешили посещать занятия в педагогических классах в гимназии Стоюниной, а затем после подготовки по недстающей языковой программе классической гимназии приняли в гимназию Стоюниной, которую она успешно закончила. Митина после епархиального училища доучивала только латынь, древнегреческий, французский, я нашла личное дело Митиной в архиве гимназии Стоюниной со всеми оценками,экаменами, педагогическими характеристиками.
ljwanderer
Jul. 3rd, 2016 08:32 pm (UTC)
Похоже Вы и язык родной уже забыли.
А, если бы были внимательны, то заметили бы, что о Паниной и ее доме, я тоже писала.
Панина построила Дом для обездоленных. Рабочие, жившие в бараках и на съемных квартирах получили возможность находиться не в кабаках и на улицах, а в Доме, где они проводили все свое свободное время, приходили семьями, вместе с детьми.

Я ничего не придумала, а пересказала биографию, выложенную Вами - это факты, а все, что Вы видите между строк - пока Ваши фантазии.

Похоже, у Вас сдают нервы, если Вы вдруг стали удалять свои записи
ljwanderer
Jul. 3rd, 2016 09:06 pm (UTC)
Так как Вы нахамили мне в своем журнале и трусливо заблокировали меня, то пишу Вам здесь - не епархиальное училище закончила Митина, а второклассное.
Второклассные училища готовили преподавательские кадры из крестьянских детей.

Ну , а насчет проплаченных советами иностранных источников - это уже совсем смешно.
Кому Советы платили, Фрэнку Голдеру? Вы ведь рассказом о Фрэнке Голдере были недовольны. Так что, дневники и письма Голдера - советская подделка, хранящаяся в американских архивах?
go_away_ira
Jul. 4th, 2016 02:43 am (UTC)
Врать не нужно. Работный дом Паниной и Народный дом Паниной - это абсолютно разные заведения. Биографию Митина писала в 70 лет. Документы в архивах гимназии Стоюниной да и детали этой биографии говорят о другой картине. Двухклассное народное училище - это обучение 4 года. Митина в Петербурге за три месяца п приезду подготовилась к экзамену Министерства Просвещения на звание городской учительницы начальных классов, что требовало образования либо 6 классов епархиального училища , либо 7 классов гимназии. Документы об экзамене сами ищите. Земская петербургская учительская семинария приравнивалась 6 классам классической гимназии. Следовательно, всего за год семинарии Митина изучила программу двух лет после 4х-годичного училища, чтобы быть принятой в 7 класс гимназии. В учительской семинарии ей платили стипендию, хотя не сразу же, так и в советских вузах 50х не платили стипендию на первом курсе, наоборот за учебу платили по указу от 40го года, общежитие тоже маме дали лишь на втором курсе. Какая разница ? Что дореволюции ученики работали, что при советской власти.
ljwanderer
Jul. 4th, 2016 11:05 am (UTC)
Причем тут работный дом?
Народный Дом Паниной на Лиговке стал приютом для семей рабочих, цель создания дома - формирование культуры досуга.

Пока Вы не нашли свидетельства учебы Митиной в епархиальном училище, Вы не можете опровергнуть ее письменного свидетельства об окончании второклассной школы.
go_away_ira
Jul. 4th, 2016 02:43 am (UTC)
Что до дореволюционных требований незамужества и бездетности питерских городских учителей начальных классов, так то для полной самоотдачи учителя и высокого качества обучения. Будучи городом молодежи, Петербург испытывал острейшую потребность в развитии начальной школы. Комиссия по народному образованию Петербургской городской думы (далее — КНО) практически решила эту проблему в период 1877—1917 гг, создав в городе 305 начальных училищ и обеспечив начальным образованием до 80% городских детей школьного возраста.

Важнейшим фактором успеха этой деятельности стало обеспечение городских начальных училищ педагогическими кадрами высокой квалификации. С 1877 г. КНО жёстко отбирала кандидатов, допустив к преподаванию женщин, окончивших педагогические классы женских гимназий или институтов. Преимущественный прием учительниц обосновывался их естественной предрасположенностью к работе с детьми и тем, что незамужние и бездетные учительницы (обязательное условие приема на работу) будут более концентрироваться на своей деятельности. Поэтому на каждые 10 женщин среди педагогов петербургских городских училищ приходился только 1 мужчина, что было принципиально иным для казенных начальных и средних учебных заведений, в основном мужским по составу учителей.

От кандидатов требовались опыт преподавания, наличие публикаций, успешные пробные уроки. А ведь речь шла о преподавании всего лишь в начальной школе. Несмотря на это, число кандидатов продолжало расти, что давало КНО возможность далее повышать требования к будущим учителям. Эти ограничения оправдывались более высокими окладами педагогов петербургских городских училищ. Их учителя получали 900—1260 руб. (преподаватели государственных училищ — 620 руб. в год), что приближалось и порой превышало зарплату педагогов гимназий и реальных училищ. Но важным было и иное. Городское училище — небольшая, почти семейная школа, в которой учитель становился центром, положительным примером ученикам. Его нравственность, эрудиция, чувство долга здесь были особенно востребованы.
go_away_ira
Jul. 4th, 2016 02:44 am (UTC)
дневники и письма Голдера - советская подделка
ljwanderer
Jul. 4th, 2016 12:14 pm (UTC)
Можете доказать?
go_away_ira
Jul. 4th, 2016 03:33 am (UTC)
учительские семинарии с 3-летним курсом обучения; они представляли собой открытые учебные заведения, принимавшие юношей или девушек из всех сословий, православного вероисповедания, выдержавших приёмные испытания в объёме программ 2-классных начальных училищ.

Образование в учительских семинариях Российской империи было бесплатным, а нуждающиеся воспитанники даже получали стипендию, с условием, что по окончании семинарии они проработают не менее 4-х лет учителями в одной из начальных школ. Для выходцев из бедных семей это было большим подспорьем, однако выпускники учительских семинарий не имели права поступать в высшие учебные заведения.

go_away_ira
Jul. 4th, 2016 03:33 am (UTC)
Где здесь недоступность образования по сравнению с советским ? Стипендии были, жилье учащимся давали, кормили. Были проблемы лишь в переходе из заведения в заведение из-за отсутствия единообразия программ. Недостающие предметы было легко изучить на бесплатных курсах или самостоятельно, сдать вступительные экзамены. Зарплата городских учителей начальных классов была очень высокая даже относительно учителей гимназий. Зарплата сельской учительницы тоже была вполне достойной, и это хорошо что богатые мужики в деревне могли иметь доход сравнимый с доходом сельского учителя. Судя по фото дома родителей Митиной эти крестьяне были очень зажиточные, даже богатые - кулаки. В советской биографии часто из страха скрывали происхождение из кулаков. По документам из Гимназии Стоюниной видно, что Митина закончила шестиклассное епархиальное училище при богатом монастыре в их селе. Поехала она в город сдавать экзамен на звание городской учительницы, а не сельской - это другой уровень требований. За три месяца после двухклассного четырехгодичного училища невозможно сдать такой экзамен, а девочка почти сдала. Всего года семинарии ей хватило подготовиться к этому сложному экзамену, требовавшему 6 классов гимназии либо епархиалки, далее она получив звание учительницы, продолжила учебу в 7 и 8 классах в восьмиклассной гимназии. С грудным дитем и в советском вузе она не смогла бы учиться, и это не недостаток дореволюционного образования, а проблема контрацепции того времени и ответственности её гражданского мужа. Кто хотел, те учились и до революции. Проблема была в том, что учиться хотели немногие. Так в Можайском уезде закрывали многие двухклассные народные училища из-за малочисленности учащихся и отсутствия успехов учеников. Так в классе моей бабушки двухклассную четырехгоичную сельскую ЦПШ закончили трое из 15 учеников, проходили годы и так ничему не выучились, ревели от книг, а моя бабка получила похвальный лист и стопку толстых книжек, всю жизнь читала с удовольствием. Дети и внуки, ревущих от учения подруг, тоже не захотели учиться и при советской власти, только ремеслухи и пту. Способные настойчивые при любой власти учились и выучивались, лодыри при любых привилегиях не учились.
(no subject) - ljwanderer - Jul. 4th, 2016 12:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
ljwanderer
Jul. 2nd, 2016 12:30 pm (UTC)
Глупо сравнивать молоденькую девочку и пятидесятилетнюю женщину.
Хотя, моя бабушка и в старости красиво одевалась ( сама себе шила), и в 60 лет губы подкрашивала, и глаза.
А вот она с мужем и детьми, семья ленинградского рабочего, сзади - сельская девушка - няня. Так жили в 1930-е годы



А фотографии веселой молодежной жизни и я могу Вам показать и из самой Сибири, из архивов мужа. Он был уверен, что его семью репрессировали, потому что родился в Бурятии, в гулагской системе , а потом жил в одной из азиатских республик ( понятно, что сослали после Гулага). Рассказывал ужасы, как со слов матери, голодали, болели ( из трех детей только он, последний и выжил). Потом выяснилось, что родители работали на строительстве, с 1930-х и во время войны. А когда Сталин умер, его отцу предложили на выбор -жилье месте рождения ( в Ижевске) или в Средней Азии. И тот выбрал Среднюю Азию - намерзлись в Сибири, хотели погреться. Там их и застал развал Союза.
Муж жил в Ленинграде, когда навещал родителей, ругался с отцом, которого называл ярыми сталинистом. Но вот, когда родители умерли и приехал архив, обнаружились фотографии молодежи на пикниках, в семейном общежитии, на демонстрациях.
Оказалось, что отца после окончания строительного училища послали на стройку в Сибирь, там он и работал всю свою жизнь, потом - в Средней Азии, был заслуженным строителем. Ответственному строителю некогда было общатья с сыном, вот так тот и находился в неведениию, пока не стал читать разоблачающие материалы и не вообразил, что его родители и он сам - жертвы режима.
Так что то, что мы воспринимаем может коренным образом отличаться от того, как воспринимали действительность наши предки.

Edited at 2016-07-02 12:32 pm (UTC)
go_away_ira
Jul. 3rd, 2016 07:08 pm (UTC)
Что же дедушка Ваш при советской власти всего лишь строительное училище закончил ? Это ведь ремеслуха, ремесленное училище, максимум семилетка, даже не десятилетка.
ljwanderer
Jul. 3rd, 2016 08:37 pm (UTC)
Строительный техникум, есть фотография, о дальнейшем обучении ничего не знаю, ничего почти не осталось, никаких бумаг, только фотографии.
А легенда тоже имеется, у прадедушки был во владении завод оружейный, он его сам передал рабочим и был на этом заводе директором, пока не умер где-то в 1920-х годах.
go_away_ira
Jul. 2nd, 2016 12:09 am (UTC)
Извините, для образованных это был лифт вниз, а малограмотные при всех привилегиях так и не смогли достичь высот дореволюционного образования. Хорошо обучить можно лишь преемственно обучая наиболее способные 5-10%, остальные никогда не смогут усвоить более 4 классов ЦПШ. 70 лет советской власти убедительно показали это. Советская школа-десятилека была сплошным очковтирательством.
ljwanderer
Jul. 2nd, 2016 12:02 pm (UTC)
А теперь сравните, сколько было образованных и сколько необразованных. Вот ради этого большинства, которое нужно было подтягивать до мирового уровня, и терпели лишения образованные.
А способности нужно уметь открывать и развивать, они есть у всех разные. Грамотные родители имеют больше шансов развить своих потомков, чем неграмотные, ведь так? Что толку выращивать образованную элиту при общей четырехклассной грамотности, она все равно , в конце концов, загнивает.

Кстати, на свою советскую школу я не жалуюсь, давали больше, чем многие из нас могли усвоить.


(Deleted comment)
ljwanderer
Jul. 2nd, 2016 12:06 pm (UTC)
Старость всегда тяжела, если нет поддержки семьи, детей и внуков.
Образ старушки на фотографии совсем не вызывает жалости, красивая старая женщина. А то, что дореволюционная молодость и первая любовь стали ее самыми нежными и дорогими воспоминаниями - не удивительно. Точно так же некоторые вспоминает беззаботные 1930-е, , 1950-60-е, 1970-80-е
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow