?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Покорившие вершины - 1. О джентльменах
Покорившие вершины - 2. О дамах


Правильная одежда
.
Преодолевая высоту, женщине, даже если она не собиралась бороться за какие-то права, приходилось еще и преодолевать предрассудки общественного мнения. Общество, в котором судьями с подачи мужчин были и женщины, было беспощадно к тем, кто жил не по правилам.
Мучительная борьба велась из-за одежды. Даже Люси Уокер не удалось ее избежать.

Эдвард Уимпер  называл Люси местной знаменитостью, потому что она вызывала много любопытства и была предметом  всеобщего  обсуждения среди туристов в альпийских отелях.
На некоторое  время она привлекла к себе внимание и в Великобритании,  потому что ее многочисленные восхождения, трудно было проигнорировать.
Журнал PUNCH даже опубликовал стихотворение в ее честь.




Люси Уокер
1862 год

Вот так выглядела Люси в 1862 году, к этому времени эта хрупкая с виду девушка в платье уже побывала на вершинах Strahlhorn (4190) и Finsteraarhorn (4273)

А вот - о чем стихотворение:
Гуляющая в Альпах англичанка
Дома ты выглядишь такой очаровательной,
Ничуть не меньше, чем ангел или, богиня.
Знаешь ли ты, что в таком наряде, ты заставляешь тревожиться о тебе?
Такая одежда должна быть запрещена!
Где в ней изящество, которую любит художник?
Подумай о тонких пальчиках, скрытых в этих перчатках!
Перчатки! Даже горничная не стала бы их носить,
Бесформенные, коричневые, грубые как мешки,
Они - толстые, и все же, ты часто рвешь их этим топором!
Но самое худшее это, нечищеные, тусклые, вызывающие громкие насмешки,
Неуклюжие и огромные! Для совершенно крошечных ног!
Ох уж эти ботинки!


Как видно, в нем ничего нет о том, что это очаровательная богиня повторила мужские подвиги, нет восхищения цепкостью тонких пальчиков, которые  держались за веревку, и выносливостью крошечных ножек. Зато здесь есть порицание за внешний вид, за то, что она посмела одеться непристойно. Вот и все, чем осталась Люси в английской истории - богиней, испортившей свой вид ужасными ботинками.

Общество было встревожено таким поведением. И если у мужчин достижения в альпинизме это были мужские ответы на вызовы судьбы, то для женщин  это были глупые и дерзкие шалости милых неопытных созданий, их нужно было вовремя приструнить.

***
(1794-1871)

.
Генриетта д’Анжевиль в 1838 году, вторая после Мари Парадиз ( которая  сделала это в 1808 году),  взошла на Монблан, тогда ей было 45 лет.

О ней  тоже распространялись нелестные вещи, ей называли “Невеста Монблана”  и говорили, что она любит горы, потому что она - старая дева, и ей просто некого больше любить.
.
http://www.auxerretv.com/content/public/Dessin%20Henriette.JPG
.

Генриетта по рассказам, носила красное фланелевое белье, шерстяные чулки - поверх шелковых и твидовые бриджи на шерстяной подкладке, меховую шапку она натягивала  на соломенную шляпку,  лицо согревала и защищала от ветра и солнца бархатная черная маска, в дополнение Генриетта имела отороченную мехом мантилью и зеленые очки для защиты глаз. Вес ее одежды, по признанию самой Генриетты, достигал 21 фунта.

В журнале Альпийского клуба 1886 года, который издавали мужчины, были размещены советы по экипировке, среди них был и такой “обычная льняная маска на лицо может быть очень теплой”.

Но если облику мужчин не  угрожала никакие маски, и они носили их без всякого предубеждения, то ношение  маски женщиной было очень смелым шагом, нужно было быть настолько уверенной в себе, насколько могла быть Элизабет Ле Блонд.



Вот так выглядела Элизабет Ле Блонд при восхождении
- взрывала все представления о приличиях,
это было скандально , потому что шло вразрез с представлениями общества о том,
какой должна быть английская леди

At the age of 44, college professor and lecturer Annie Smith Peck decided to take up mountain climbing, becoming the third woman in history to scale the Swiss Matterhorn—and the first to do so wearing pants, instead of a skirt. In 1908, at the age of 58, she became the first person to ascend Mount Huascaran in Peru. She made her final ascent, of New Hampshire's Mount Madison, at the age of 82.:

.
Вот еще одно изображение масок , эти рисунки сделала Элизабет Таккет, которая ходила в горы вместе со своей семьей
.
.
.
Элизабет подтвердила, что маски согревают лицо, некоторые на рисунке напоминают чадру, и с присущим ей чувством юмора заметила, что  другие маски  имеют более интеллигентный и приятный вид.
В 1892 году Ле Блонд и Ричардсон уже делились своим опытом со множеством заинтересованых лиц и вели колонку в журнале, где размещали рекомендации по экипировке.
.
Mountain climbing 1905:
Такая экипировка была рекомендована альпинисткам в 1905 году
.
.
Сочетание соломенной шляпки с декоративными цветами и альпенштока само за себя говорит о том, в каком двойственном положении находились женщины, желавшие всерьез заняться входившим в моду спортом и стремившиеся сохранить привычный для глаз мужчин облик.

Было давно понятно, что развивающаяся на ветру пышная юбка может стать причиной гибели ее хозяйки, потому юбка уменьшилась объемом и имела разрезы, смекалистые женщины пришивали специальные петли, за которые потом цепляли подол , чтобы ничто не сковывало их движений  во время восхождения, но отказаться от нее было немыслимым преступлением против женственности, которое покрыло бы нарушительницу несмываемым позором.
***
.





Восхождение в Канаде.
.
Канадский клуб был основан в 1906 году альпинистом A.O. Wheeler и женщиной-журналисткой Элизабет Паркер (Elizabeth Parker.), потому в нем не было ограничений ни по классовому признаку, ни по половому, более того, клуб позволил женщинам носить мужскую одежду.

Это стало возможным, когда женщины-альпинистки стали составлять большую организованную группу, имеющую финансовое влияние на деятельность клубов, к тому же эти клубы состояли отнюдь не из аристократов.

Тем же, кто шел первыми, независимость доставалась нелегко.
.
Emmeline Freda du Faur, by George Edward Mannering (1862-1947). Emmeline was the first female to climb Mount Cook. She used to set of in a skirt and then shortly after change into more suitable trousers:

Фрида Дю Фор (1882-1935)
- австралийская альпинистка, первая женщина,
взошедшая на гору Кука в Новой Зеландии
.
В 1908 году молодая австралийская девушка Фрида Дю Фор, мечтавшая взойти на горную вершину, приехала в новозеландскую деревню, расположенную в долине у подножья горы Кука , и остановилась в местной гостинице под названием Эрмитаж

Там она познакомилась с главным гидом Эрмитажа,  Питером Грэмом.
Он оценил ее увлеченность, целеустремленность и физические данные, но убедил ее не торопиться и научиться основам скалолазания, использования снаряжения и стал учить, как ходить по скалам, снегу и ледникам.
В то время в Австралии и Новой Зеландии альпинизмом занимались немногие, Фрида воодушевила братьев Грэм заняться подготовкой к восхождению всерьез.

Так они начали cовершать  сложные восхождения, завоевывая вершину за вершиной.

Первым такой победой была гора Sealy, на которую Фрида взошла 19 декабря 1909 года.

Все бы было хорошо, но перед восхождением общественное мнение в виде женской части Эрмитажа озаботилось тем, чтобы успехи Фриды не шли в ущерб нормам общественной морали.

Во время восхождения на вершину альпинисты должны были сделать привал и переночевать в горах . Но общество, представленное туристами в гостинице Эрмитаж, считало немыслимым, что Фрида может провести ночь наедине с проводником, даже с таким морально безупречным, каким был Питер Грэм. Одной ночи в горах было достаточно, чтобы разрушить репутацию и благополучную  жизнь молодой леди!

Поэтому в качестве компаньонки, которая будет блюсти честь дамы, пришлось взять третьего - носильщика, который оказался никудышным скалолазом. Носильщик чуть не упал в пропасть, он соскользнул со скалы и повис в воздухе,  Фриде пришлось спасать его жизнь, она удерживала его на веревке до тех пор, пока они вдвоем с Грэмом не смогли его вытащить.
.
Носильщик остался жив, репутация Фриды была спасена.

Что касается одежды, то тут благонравная публика , пристально разглядывавшая альпинистку сквозь лорнеты, опять была недовольна,  Фрида надевала короткие бриджи, ноги в ботинках были защищены длинными обмотками.
.

Выглядела она примерно так:

Это посчитали жутко неприличным!
.
Приличные дамы ходили в горы так
.
Точнее, так  они гуляли по горным тропам.
Попробовав  взобраться по отвесным скалам в таком виде, они непременно остались бы без шляпок, но  настоящие леди не ходят без шляпок.

Фриде пришлось пойти на компромисс и все же надеть юбку, ее подол чуть прикрывал короткие бриджи, точнее говоря, то, что называлось кникербокерами (мужскими брюками длиной чуть ниже колена с резинкой внизу каждой штанины.)

Несмотря на то, что некоторые мужчины-альпинисты высказались о том, что юбка может мешать и даже быть причиной несчастного случая, Грэм  против нее возражать не стал, назвав ее оборкой.

Впоследствии Фрида всегда надевала юбку, затем снимала ее в горах,  но перед тем, как спуститься в долину, надевала ее , чтобы никого не раздражать.

Бывало, она забывала ее на привале, тогда ей приходилось за ней возвращаться, это был самый важный предмет, ведь от него зависела ее репутация.
.
http://www.teara.govt.nz/FlashResources/creative-and-intellectual-life/comics-and-graphic-novels/41825/images/41825-atl-5.jpg
Вот так неприлично выглядела альпинистка,
по сравнению с приличными дамами ( слева), Фрида - крайняя справа
А внизу - Фрида запечатлена на фотографии



.
Во всяком случае, Фрида очень старалась!  Спускаясь с гор, она пыталась быть максимальо женственной, но появлялась она в деревне грязная, с сожженным на солнце и обветренным  лицом, и это опять вызывало общественное порицание. Но это была такая малая цена за испытанное восхищение тем, что ей открывали покоренные горные вершины .

Фрида Дю Фор расширяла границы возможностей, не только для женщин, но и для всех  альпинистов. Она смогла это сделать, благодаря своим физическим данным и выносливости.

Готовясь к восхождению, она  поняла, чтобы добиться поставленной цели, ей потребуются усиленные тренировки. В то время физической культурой стали заниматься всерьез, и Фрида поехала в Сидней,

Три месяца Фрида провела в  Институте Физкультуры  (Dupain Institute of Physical Education in Sydney), учась у  Мюриэла Кэдогана, который стал еще и ее преданным  возлюбленным.

Такая подготовка позволила ей 3 декабря 1910 подняться на гору Кука вместе с братьями Грэм, Питером и Александром.

Эти трое поставили два рекорда: на эту гору впервые взошла женщина, и это было на то время самое быстрое восхождение
.

https://lesbianaotearoa.files.wordpress.com/2015/05/freda-and-guides-19101.jpeg
.
В этот раз Фрида провела ночь с двумя мужчинами и общественное мнение осталось довольно.

Это была ее личная победа, впоследствии она писала:

'Я была первой незамужней женщиной Новой Зеландии, которая поднялась в горы…, потому я все время подвергалась нападком, вплоть до того дня, когда я вдруг стала более или менее известной в мире альпинизма, после этого я могла, и действительно делала так,  как считала нужным'.

В последующие четыре сезона она стала уверенней в себе и сделала много первых подъемов и известных восхождений.
.

.
Рассказ в шести картинках о завоевании Фридой дю Фор вершины Кука в 1910,
с сопровождающими Алексом и Питером Грэмом.
Эти иллюстрации были напечатаны в Новозеландских газетах
в  конце 1940-х и в начале 1950-х
***
Конец этой истории печален. Фрида и Мюриэль  Кэдоган переехали в Лондон, где они планировали заняться подготовкой восхождений в Альпах, они хотели покорить Канадские горы и Гималаи.

Но Первая Мировая война перевернула все планы.

В 1915 году была издана книга Фриды о покорении горы Кука "The Conquest of Mount Cook"
В 1925 году Мюриэль заболел, и его пришлось поместить в психиатрическую больницу, Фрида легла в больницу вместе с ним, но врачи не разрешили им быть вместе, не стали к нему пускать, Фрида выписалась из больницы, а Мюриэля продолжали лечить, но безуспешно, в 1929 году он умер.

Не находя себе места и занятия в Англии, Фрида вернулась в Австралию. но и там не смогла пережить смерть любимого.

В 1935 году, не избавившись от депрессии, Фрида покончила с собой.

Сегодня в южных Альпах есть пики Дю Фор и Кэрдоган, напоминающие о бесстрашной женщине-альпинистке и ее преданном возлюбленном.

Mount Cook Village down below in Hooker Valley, The Hermitage on the left, lodge & motel complex on the bottom right
Долина у горы Кука с гостиницей Эрмитаж (слева)
.
Около гостиницы стоит памятник, установленный в 2003 году кавалеру Ордена Британской империи 2-й степени и Ордена Подвязки Сэру Эдмунду Персиваль Хиллари (Sir Edmund Percival Hillary19192008), исследователю и альпинисту, взошедшему на Эверест.
.
http://www.naturespic.com/i/38777TS00_w.jpg

А памятника первой женщине, взошедшей на гору Кука, нет.


Продолжение следует

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
idealist_t
Mar. 5th, 2017 05:37 pm (UTC)
Читая данный текст, я подумал, что дело всё-таки в английских особенностях, а не в Западе вообще. Так называемая "викторианская эпоха" - вот, что чувствуется в этой борьбе.

Но любопытно было бы проверить, не было ли у нас такого же. Очень часто можно читать всякое, что англичане или европейцы такие-сякие, а вот мы, русские (или не европейцы) совсем не такие.

Я, как сейчас понимаю, ничего не знаю о том, что было с женским вопросом у нас - в России. Ничего не приходит на ум, кроме Ковалевской и женского батальона. (О последнем Вы писали когда-то).

ljwanderer
Mar. 5th, 2017 07:35 pm (UTC)
Мне не приходилось сталкиваться с подобным отношением к женщине в русском обществе. Я не имею в виду отношение господина к бабе-крестьянке, я рассматриваю именно отношение к женщине внутри своего класса дворян. Да, женщина подчинялась и была собственностью мужа ( или отца), имея при этом в некоторых случаях больше прав, чем в Европе.
Вот, например:
Проведя сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства, закрепляющего правовой статус замужних женщин, автор отмечает, что в отличие от западноевропейских законов, признающих мужа естественным попечителем своей жены и предусматривающих институт раздельного жительства супругов, отечественное право закрепляет принцип раздельного владения имуществом супругами, что предполагает известную самостоятельность замужних женщин в решении имущественных вопросов.
http://womenation.org/polozhenije-zhenschin-v-rossii-xix-vek/

Однако, дело даже не в правовом статусе, а в менталитете.
К женщинам относились, как к способным за себя постоять, да еще и за мужчин побороться ( например, декабристки, или сестры милосердия в Крымскую войну)

Да и русскую аристократию не учили идеям избранности.
Идеи о неполноценности женщины, конечн,о пробирались из-за границы, но это было иностранное веяние.

Русские вдовы - отдельная тема, они получали права и тянули на себе семью, детей, хозяйство, решали все вопросы. В беде мужчина вынужден был полагаться на женщину, ну а в России беда всегда ходила рядом.
И еще один момент, в эмансипации женщин в России общественое заслоняло индивидуальное. Поэтому эмансипация просходила в общественно-полезной сфере, а не в личном первенстве.

Ну а к Первой мировой войне
http://ljwanderer.livejournal.com/365107.html
djak_krjakutny
Mar. 9th, 2017 05:36 pm (UTC)
Пожалуй, так
ecoross1
Mar. 5th, 2017 07:49 pm (UTC)
Прелесть какая :)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow