?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


г.Елец, 1933
Фотографии  из Большого Русского альбома
Галина Должикова

Любовь и брак в Стране Советов.
   Часть 1. А.М. Коллонтай о любви     Часть 2. Хаос, свободная любовь и советская мораль    Часть 3. Анна Стронг  "Мы, русские жены"    Часть 4. "Мы, русские жены"- продолжение    Часть 5. "Мы, русские жены"- продолжение   Часть 6. "Мы, русские жены"- окончание

Статья "Мы, русские жены" была напечатана в журнале The American Mercury в августе 1934 года. Автор статьи - американская журналистка Анна Стронг, приехавшая в Россию и вышедшая замуж за советского агронома и редактора Крестьянской газеты Джоэля Шубина.

При чтении этой статьи ( ее краткого перевода), возможно, с позиций сегодняшнего дня, что-то покажется экстремальным, наивным, глупым, или слишком рациональным и бессердечным. Но не торопитесь судить. Такими были люди 1930-х, те, кто осуществил рывок в будущее, такими были наши бабушки и прабабушки. Они так жили ради нас.




Челябинск. Совхоз "Митрофановский" ("Михайловский").
Экскурсия женщин женотдела железнодорожного райкома ВКП(б).
14 мая 1927
"Во время моего недавнего лекционного тура по Америке мне довелось обедать в доме моего старого знакомого. Во время разговора , я заметила, что я уже два года замужем и живу в Москве. Это мое замечание внезапно усилило ко мне интерес, как будто во мне что-то изменилось. Присутствующие стали спрашивать с некоторым упреком:
"Почему ты нам не сказала? И какая же у тебя теперь фамилия? "
"Я не говорила, потому что это никак не связано с тем, что мы обсуждали за столом”, - ответила я.
“Моя работа и фамилия остались прежними"

На это мне заметили с усмешкой: «Ну да, это - один из тех советских браков! Недолговечных и несерьезных!”

«Вполне серьезный» - ответила я немного раздраженно. «И есть все основания полагать, что он будет прочным »
Но больше я не стала объяснять. Какой в этом смысл?.

Отмена собственности и религиозных запретов, а также введение равенства полов сделало советский брак, каким-то образом, отличающимся от “правильных брачных уз” капиталистического мира.
Противники этого брака, обвиняющие нас в легкомысленной неверности, и друзья, провозглашающие нас пуританами нового мира, почти одинаково допекают нас своим непониманием.
"

Чтобы развеять это непонимание Анна Стронг и начинает свой рассказ:
<…>

Сущность советского брака в дружественных отношениях, которые лежат в основе обычной физической, умственной и эмоциональной жизни. Как долго они могут продлиться, покажет время, нам кажется, что они продлятся вечность , но мы не даем никаких клятв. Для тех, кто вступает в брак, практически для каждого, это взаимное участие в будущем через воспитание детей. Ни один нормальный человек не хочет быть бездетным. Среди своих советских знакомых я встречала ни одной старой девы. Однако, брак – лишь один из видов дружеских отношений, и дети – лишь один из многих ключей к нашему будущему.




Молодые
Вичуга, Ивановск.обл., 1931
Александр Горбунов

У нас тоже есть личная жизнь, но это всего лишь одна ария из оперы, для которой мощный хор ( скорее Вагнера, чем Верди) оставляет  мало времени.

Если брак лишен формальностей, сложных обязательств, если он легко оформляется, а иногда и не оформляется вовсе, то он кажется людям со стороны лишенным ответственности, неправильным браком. В то же время, мы признаемся, что браки капиталистического мира, о которых рассказывают в книгах, и которые обсуждают в газетах, кажутся нам отталкивающими или смешными.
Хуже всего обстоит дело с английскими браками, как пишут в книжках, английский брак должен быть заключен в церкви до полудня, что для нашего не пунктуального сознания это - слишком сложное  ограничение .


Молодожены
г.Барнаул, 1930
Елена Вахрамеева


Сухомлиновы
Москва, 1930
Глеб Кондрашов
<…>

Если Вы считаете себя в браке, значит Вы – в браке, если нет, то – нет. Если союз существует фактически, мы признаем его юридически. Объявление о заключении брака в прессе мы считаем старомодным
Но это не потому, что мы боимся публичности. Если мы добиваемся успехов в науке, становимся чемпионами в управлении трактором, или передовиками производства, мы гордимся тем, что наши имена появляются на страницах газет. Возможно, самым волнующим бывает событие, когда наши фотографии несут в первомайских колоннах демонстранты, когда наши товарищи по работе представляют нас всему миру, как чемпионов. Вот такой публичностью мы гордимся, оценивается ( хвалится или осуждается) наша общественная жизнь, но замужество – это наша личная жизнь, это – лишь наше дело..




На бульваре.
Б.Игнатович. 1930-е

Советская женщина оценивается не как жена, даже жены великих людей не живут в отражении мужской славы, тот почет, который оказывается их мужьям, никогда не оказывается им самим. Если иногда на дипломатических приемах появляются супруги, то это делается лишь как уступка правилам иностранной дипломатии.



Сталин, Надежда Аллилуева, Ворошилов с женой и Енукидзе на пикнике

Во всех внутренних делах мужчины собираются на съездах без своих жен, и без них разъезжают в личных автомобилях, чтобы открыть очередной сталелитейный завод .
Когда умерла жена Сталина, газеты публиковали в траурных рамках некрологи, в которых она называлась своим именем. В них рассказывалось о ее работе, и лишь потом упоминалось, что она была близким другом и соратником Сталина.

Жена Калинина заслужила признание тем, что создала центр культуры и совхоз среди Алтайских гор.




М.И. Калинин с семьей

Брак в Советском Союзе может быть источником счастья, но никогда не бывает средством создания карьеры.

Сделать карьеру, добиться известности и почета русские женщины могут , как граждане, а не жены.

Ведению домашнего хозяйства, которое в Америке стало профессией с модными журналами, посвященными ее тонкостям, мы отводим лишь часть своего дня, это занятие не слишком почетно. Возможно, советская женщина слишком беспечна в этом отношении. В обычном советском доме есть какая-то мебель, но нет обыкновения создавать интерьеры, выдержанные в цветовых гаммах, а ежедневные хозяйственные обязанности выполняются обоими супругами.
Декоративное искусство, цвет и музыка используются при украшении общественных зданий, парков культуры и отдыха, театров, клубов, фабрик.


Актив работниц Хамовнического района. 1929 год.


Новый быт. Первые летние ясли на селе.
Крестьянки с рабочим инструментом идут обрабатывать сельхозугодья.
Дети остаются в яслях. А.Шайхет 1927 г.



Первые деревенские детсады. Подмосковье.
А.Шайхет 1927г.

Такие особенности нашей жизни особенно тяжко переносятся некоторыми американскими женщинами, приехавшими в Советский Союз со своими мужьями, рабочими или инженерами.
В то время как мужчины с огромным интересом работают, их жены изнывают от скуки дома. Создание семейного уюта, то, к чему относились с сентиментальным уважением, здесь не имеет никакого признания. Это неблагодарная задача – создать красивый интерьер в стране, в которой нет выбора занавесок и красок, или побаловать супруга кулинарными изысками в условиях нормированного продовольствия, и где половина ингредиентов американского рецепта вообще отсутствует.

На заводе, где работает американский муж, жену считают недоразумением:
«Эти женщины, которые нас беспокоят, считают, что с ними нужно считаться лишь потому, что их мужья – ценные специалисты. Но, ведь, даже жена Сталина для нас “никто”, - говорит начальник иностранного бюро одного из крупнейших сталелитейных заводов. И добавляет: “Паразиты, они и есть – паразиты. Только переводят продукты и используют наши товары, при этом ничего не дают, только засоряют жизнь ценного работника!”
В конце концов, такие женщины либо находят работу, и становятся счастливыми, или с плачем умоляют мужей вернуться домой в Америку.

Если у нас нет шансов заслужить почет в качестве жен у нас есть масса возможностей, таких же, как и у мужчин , заслужить трудовой почет  в качестве граждан своей страны.
На просторах советской земли можно повсюду встретить наших женщин, работающих в качестве председателей колхозов и сельсоветов, директоров фабрик, судей, врачей, инженеров. Нет ни малейшего следа половой дискриминации на работе, школы и университеты принимают женщин на равных с мужчинам, женщины поступают на работу и получают за равный труд равную оплату.



Не меньше сотни женщин награждены Орденом Красной Звезды за военные заслуги перед страной. Сотни получили гражданские награды – Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени.
Шесть тысяч женщин – председатели колхозов, сто тысяч выбраны в народные суды, четыреста тысяч – в местные советы.
В медицинских училищах 71,4% учащихся – женщины. Женщины покоряют Арктику, Ирина Русинова – первая женщина- полярный исследователь, она зимовала четыре раза и участвовала в походе на знаменитом “Сибирякове”. Нина Демме зимовала дважды на полярной станции. А одна женщина родила ребенка прямо на “Челюскине”




Нина Демме и участники экспедиции на пути к Северной Земле.
Фотография из западного издания 1932 года.
О женщинах Арктики можно прочитать  здесь



О женщинах "Челюскина " здесь



Независимость женщины, связанная с индустриализацией, в других странах развивается медленно, у нас же она стремительна, потому что и индустриализация у нас быстрая.
Даже в деревне, последнем оплоте патриархального уклада, за пять лет были созданы колхозы, основанные на механизированном труде, где женщине платят на равных с мужчиной. Крестьянские женщины, последними почувствовавшие равенство при советской власти, внезапно пробудились, увидев преимущества независимого дохода.

Две женщины, состоящие в колхозе, показывали покупки, которые они сделали в городе.
Я спросила у них: “Как вам живется?”
Первая взмахнула своей новой шалью и показала свои новые туфли, добавив:
“А еще – новый костюм для мужа и одежда для детей”
“А что ты купила для мужа?” – спросила я вторую женщину.
“Ничего. Я дала ему 80 рублей из семейного бюджета, чтобы он купил себе костюм. Но он их пропил, а потому ничего больше не получит. Я купила теплое пальто, платье и туфли, детям – одежду, но мой муж в этом году ничего не получит. Я сказала ему, что если он еще раз напьется, я выгоню его из дома. Теперь, работая в колхозе, я могу справиться и без него”, - сказала она.



Деревня Калачевка. Девушки за работой. 4 июня 1926



Челябинский округ. Птичница кормит кур. Середина 1920-х



Совхоз "Баранча". Дойка. 17 июня 1930

ШАГИН Иван: Рабочий перерыв


Рабочий перерыв.
И.Шагин, 1933 г.



Ах, эта свадьба…
С. Ивановское Московской обл., 1931
Юлия Кулюкина
Тридцать миллионов деревенских женщин от Ленинграда до Владивостока начинают пробуждаться от того, что они могут прожить самостоятельно без мужа, если будут работать в колхозе.
Равноправие и независимость женщины стали угрозой последнему мужскому бастиону, патриархальная семья, где доминирует мужчина, обречена. Вероятно, именно об этом горюют больше всего моралисты, осуждающие Советскую страну.



Продолжение следует

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
livejournal
Mar. 24th, 2014 01:56 pm (UTC)
Любовь и брак в Стране Советов - часть 3
Пользователь ag55 сослался на вашу запись в записи «Любовь и брак в Стране Советов - часть 3» в контексте: [...] Оригинал взят у в Любовь и брак в Стране Советов - часть 3 [...]
djak_krjakutny
Mar. 26th, 2014 10:03 am (UTC)
Хорошее продолжение.

Спасибо.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow