?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“Если вы думаете, что материнский инстинкт – это что-то естественное, присущее человеку от начала веков, то вы глубоко ошибаетесь” -, читаю я в одном из постов, рекомендуемых феминистическим сообществом.

“… оказывается, что еще каких-то сто-сто пятьдесят лет тому назад детьми никто не занимался, - пересказывает одну “умную” зарубежную книжицу, автор поста,
- “состоятельные женщины, родив ребенка, поумилявшись, тут же отдавали его кормилицам и снова отправлялись на балы и в салоны. Женщины попроще подвешивали ребенка недалеко от очага или печи, чтоб ему было потеплее, не меняя неделями мокрые пеленки и кормя хлебной кашицей из тряпочки (да, кормить грудью уже и тогда было немодно). Когда ребенок немного подрастал, его отдавали в другую семью в услужение.
Родители не привязывались к детям эмоционально: все равно половина из них не доживала до подросткового возраста – и не только из-за плохой медицины, но и из-за плохого ухода.

Но индустриальная революция сделала свое дело. Государства провели перепись населения и обнаружили, что они теряют это самое население еще на этапе младенчества и детства: будущий электорат недоедает, подвергается побоям и плохому обращению. И тогда заработал маховик пропагандисткой машины, который и придумал – «Дети – наше будущее! Дети – цветы жизни! Родина-мать зовет!» и прочие символы будущей вечной материнской любви.

Не прошло и нескольких десятков поколений, как любовь к детям, особенно сыновьям, стала чуть ли не единственным смыслом жизни большинства женщин.”


Из прочитанного создается впечатление, что все эта “ерунда о материнстве” придумана властью, которой нужны рабочие руки. А женщине любовь к детям и забота о них не свойственна, и не была свойственна исторически
Такое заявление нацелено доказать, что женщина – не рабыня материнской любви :) и жертва современной государственной пропаганды.




А вот совсем иное мнение, тоже зарубежного, “исследователя”:
автор книги “The Slave Soul Of Russia: Moral Masochism and the cilt of suffering” пишет о традиционной зависимости русского ребенка от матери, а не отца. Ребенок ни ест, ни пьет, ни одевается, не моется и даже не передвигается без материнского контроля.
Генри Дикс( Henry Dicks) писал:”Создается впечатление, что мать остается самым главным объектом любви, даже после того, как русский женится”

Но обратимся же к русским философам и литераторам.

Вот, например, совершенно в отрыве от индустриальной революции Николай Бердяев утверждает: “Материнство есть глубокое и вечное метафизическое начало”

А вот Державин:
К матери, которая сама воспитывает детей своих.
Портрет нашей маминьки
Иных веселье убегает,
С тобой оно живет всегда:
Где разум с красотой блистает,
Там не скучают никогда.

Являя благородны чувства,
Не судишь ты страстей людских;
Обняв Науки и Искусства,
Воспитываешь чад своих.

В таком уединенье скромном
Ты так добротами блестишь;
Как ангел в храме благовонном,
Всем обожать себя велишь.

1807

Рассказывая биографию Державина, подчеркивают, что тем, что он стал, Державин обязан матери. Фёкла Андреевна, малограмотная женщина, оставшаяся вдовой с малыми детьми без средств к существованию, все же нашла возможность детей выучить.
“ Уже по четвертому году Ганюшку стали приучать к грамоте. Это было еще не столь затруднительно: нашлись какие-то "церковники", то есть дьячки да пономари, которые были его первыми учителями. От них научился он читать и писать. Конечно, мать прибегала и к поощрениям: игрушками да конфетами старалась его приохотить к чтению книг духовных: то были — псалтырь, жития святых


Корзухин А.И. Разлука
отсюда


Карл Брюллов
отсюда


А вот еще воспоминания:

Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием.Ее образ неразрывно соединяется с моим существованьем, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них
<…>
Мать, которая все свободное время от посещенья гостей и хозяйственных забот проводила около меня <…>
Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни: едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием cобственной жизни, собственного дыханья. Прочла ли она об этом в какой-нибудь книге или сказал доктор - не знаю.



А вот – о болезни:

Подле меня тревожно спит, без подушек и нераздетая, моя мать. Как теперь, гляжу на черную ее косу, растрепавшуюся по худому и желтому ее лицу.
Меня накануне перевезли в подгородную деревню Зубовку, верстах в десяти от Уфы. Видно, дорога и произведенный движением спокойный сон подкрепили меня; мне стало хорошо и весело, так что я несколько минут с любопытством и удовольствием рассматривал сквозь полог окружающие меня новые предметы.
Я не умел поберечь сна бедной моей матери, тронул ее рукой и сказал: "Ах, какое солнышко! Как хорошо пахнет!" Мать вскочила, в испуге сначала, и потом обрадовалась, вслушавшись в мой крепкий голос и взглянув на мое посвежевшее лицо. Как она меня ласкала, какими называла именами, как радостно плакала... этого не расскажешь!
<…>
"Матушка Софья Николаевна, - не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница Чепрунова, - перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора и священник сказали тебе, что он не жилец.
Покорись воле божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь ее, а пособить не можешь..."
Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что, покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать все, что может, для моего спасенья, - и снова клала меня, бесчувственного, в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханьем - и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на
некоторое время. Так бывало не один раз.


Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука



Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910) «Родительская радость»

Обратимся же к раннему периоду истории Руси и отечественным исследованиям.

Частый голод и невозможность контролировать рождаемость делали рождение ребенка тяжелым испытанием для семьи. Дети часто умирали в младенчестве.

«частые смерти детей притупляли боль утрат, что не исключало тяжелых душевных переживаний» Даркевич В.П. «Градские люди» Древней Руси: XI – XIII вв. // Из истории русской культуры (Древняя Русь). М., 2000. Т. 1. С. 650.

А вот цитаты из работы Пушкаревой Н.Л. Мать и материнство на Руси X-XVII вв

«тенденции «небрежения» детей, особенно девочек, в допетровской Руси постоянно (с Х в.) противостояли представления о «благочестивом родительстве», выработанные православной концепцией и, судя по требникам и покаянным сборникам, составлявшие суть проповеди.
И хотя о действенности дидактического слова того времени у нас данных нет, тем не менее по церковным текстам можно судить о самом существовании в то время представлений о допустимом и предосудительном с точки зрения идеалов христианской нравственности…

… судя по тем же епитимийным сборникам, памятникам фольклора и литературе допетровского времени, жажда материнства была одним из извечных чаяний русской женщины.

В русской народной традиции, воспевавшей многочадие, отсутствие детей считалось горем так же, как и в традиции церковной. Летопись сохранила восклицание одного бездетного князя, сетовавшего на то, что «Бог не дал своих родити, за мои грехы»). Рождение детей рассматривалось в обеих традициях как главное предназначение женщины, как ее основная работа.




…даже в скупых на эмоции летописях сохранились имена, которые давали детям в семьях: «Сладкая», «Изумрудик», «Славная», «Милая». Любопытен тот факт, что в нарративных памятниках XII–XV вв. сохранились только ласковые прозвища девочек, что противоречит идее предпочтения, оказываемого – если судить по покаянным книгам – сыновьям. Ласковые имена и прозвища не только выражали, но и формировали «человечность» в семейных отношениях, да и самого человека с определенными чертами характера и манерой поведения.


Беспокойство о здоровье «чад» выступало в источниках XV–XVI вв., как главная забота большинства знатных московиток раннего нового времени.
Способами излечения «чад» от хворей, рекомендациями по их гигиене и вскармливанию оказались наполнены появившиеся в XV–XVI вв. «лечебники» и «травники». Тема детских болезней проникла на страницы дидактических текстов, а в переписке появились свидетельства неподдельной тревоги родителей по этому поводу
(«Да писала еси ко мне.., что против пятницы Иван сын покрячел,.. что у сына у Ивана явилось на шее под затылком место высоко да крепко, что гною нет, и то место у него по-болает... И ты бы с боярыни поговорила, что таково у сына явилося и живет ли таково у детей малых?..»)





Алексей Венецианов «Первые шаги»

Известно, сколь велика была роль образованных матерей и вообще воспитательниц в судьбах некоторых русских правителей. При отсутствии государственной системы образования и повсеместном распространении домашнего обучения многие из княгинь и вообще женщин привилегированного сословия, будучи «гораздо грамотными», «словесного любомудрия зело преисполненными», все образование детей брали на себя.

В найденном нами письме к детям одна из матерей XVII в. вспоминала: «Носила вас, светов своих, в утробе и радовалась, а как родила вас – [и вовсе] забыла болезнь свою материю...»

Частые смерти детей накладывали свой отпечаток на отношение к ним матерей: у одних боль от их утрат притуплялась («На рать сена не накосишься, на смерть робят не нарожаешься»), у других – вызывала каждый раз тяжелые душевные потрясения.

Во многих письмах русских боярынь и княгинь конца XVII в. сообщения о смертях детей окрашены сожалением и болью. В них проскальзывает определенно новое – горечь потери и ласковое отношение к умершим («пожалуй, друг мой, не печался, у нас у самих Михаилушка не стало»; «в печялех своих обретаюся: доче[р]и твоей Дарьи Федотьевны [в животе] не стала...»; «ведомо тебе буди, у Анны, сестры Ивановны, Марфушеньки не стало в сырное заговейна...»).

В XVII в. в письмах родовитых родителей к детям невозможно встретить даже грубоватого обращения к детям или упоминания о них – сплошные «Алешенька», «Марфушенька», «Васенька», «Андрюшенькино здоровье» и даже еще более нежные и сердечные: «Утенька», «Чернушечька». Все они – свидетельство теплоты чувств матерей по отношению к детям.

О том же свидетельствует и переписка конца XVII в. В одном из писем повстречалась, например, просьба отца к матери: «Содержи, свет мой, в милости мою дочку...» (здесь наводит на размышления только слово «моя» – не шла ли здесь речь о ребенке от первого брака?), а уж какими только словами не называла Е.П. Урусова своего сына, предчувствуя скорое расставание навсегда: «друк ненаглядный», «нинасмотренный», «утроба моя возлюбленная», «утеха и радость моя», «утеха моя», «мой радостный».




Упоминания о том, что дитя «блюли с великою радостию», «никуды единаго не отпущали», говорят о возросшем внимании к «чадам». «Проговорки» в письмах, равно как трудно сдерживаемое восхищение действиями и умениями ребенка, сквозят во многих материнских письмах XVII в.

Например, жена стольника И.С. Ларионова Дарья писала мужу в 1696 г. о маленькой дочке: «У нас толко и радости, что Парашенька!» и добавляла ниже: «...А Парашенька у меня девочка изрядная, дай Господи тебе, и как станем тебя кликать – и она также кличет, и нам [этот ее лепет] всего дороже...».

В другом письме Дарья Ларионова сообщала супругу о том, что дочки приготовили специально для него подарки и послали с «людми»: «Катюшка – колечкое золотое, а Парашенка – платочик: колечко изволь на ручке своей носит[ь], а Парашенкиным платочком изволь утиратца на здоров[ь]е...». Подобные строчки – яркое свидетельство эмоциональной насыщенности взаимоотношений матери с детьми и, вероятно, внутрисемейных отношений в целом, хотя такой «ласкательное» в обращении Д. Ларионовой к мужу, какая была проявлена в отношении детей, все же не нашлось.

занятия матери с детьми «калигравством», грамотой и чтением (а книги в России были до середины XVII в. преимущественно назидательно-религиозного содержания) составляли значительную часть повседневного досуга, а радость общения с детьми во время таких занятий («мати его велми радовашеся о разуме сына своего») – элементом частной жизни женщин. «И в доме у тебя, государь, все, дал Бог, здорово, – писала одна дворянка своему мужу, помещику В.Т. Выдомскому в конце XVII в. – Ведомо тебе, государь, буди, я сы-нишко твои[го] учу десятую кафизму...».

О том же беспокоились и Аввакум в одном из писем жене Настасье Марковне («а девок, свет, учи, Марью да Акилину...»), и его «духовная дщерь» Е.П. Урусова. А в одном из писем жены стольника И.С. Ларионова Дарьи содержится просьба к мужу быть внимательнее к дочке и хотя бы немного отвлекаться от служебных забот: «Пиши, друг мой Катюшке грамотки уставом (печатными буквами, а не скорописью. – Н.П.), хотя [бы] неболш[и]е...».

Приведенные примеры убедительно свидетельствуют о чувстве именно материнской ответственности за обучение детей, о признании матерями необходимости особого, целенаправленного их воспитания, «исправления нрава» своих чад.




За картинки спасибо nilsky_nikolay взято отсюда

А теперь о современном мире:

Надо расстаться с иллюзией, будто все матери любят своих детей. В нашей стране, где брошенные, отвергнутые матерями дети превратились в социальную проблему, можно было бы говорить об особой патологии, связанной с общественной катастрофой.

Но гораздо раньше, в условиях "благополучного" буржуазного общества психологи заметили, что значительная доля матерей в действительности перестает любить своих детей в возрасте 5-6 лет.

Эрих Фромм описывает в своей книге "Искусство любить" истерическое поведение таких матерей, выражающих в бурных сценах ненависть к своим детям, и советует верить этим чувствам.

Объяснение, по Конраду Лоренцу, состоит в том, что общий всем приматам материнский инстинкт угасает, когда дети достигают указанного возраста. Но у человека воспитание ребенка втрое дольше, поскольку развитие мозга гораздо сложнее; это явление – так называемая неотения – привело к возникновению другого, чисто человеческого инстинкта материнской любви, действующего в течение всей жизни.

Механизм этого сравнительно молодого вторичного инстинкта, как это всегда бывает в эволюции, менее надежен, чем действие древних инстинктов, и "включение" его после "выключения" первичного инстинкта часто не срабатывает.

В таких случаях матери и в самом деле не любят своих детей, хотя по социальным причинам вынуждены изображать отсутствующее у них чувство. Конечно, эти несчастные женщины не понимают подсознательных процессов, о которых идет речь, но попытки обмануть подсознание к добру не ведут.

Другая причина, мешающая развитию материнской любви, – это нелюбовь к мужу, сознательная или нет, которая сплошь и рядом переносится на ребенка.


А. И. Фет. Двойная связка. Теория шизофрении по Грегори Бейтсону


Ну и последнее,
разве отсутствие охотничьего инстинкта у одной кошки, доказывает его отсутствие в природе?



Comments

( 26 comments — Leave a comment )
djak_krjakutny
Aug. 10th, 2013 05:53 pm (UTC)
Хороший, душевный пост.
ljwanderer
Aug. 10th, 2013 06:32 pm (UTC)
Спасибо.
elpervushina
Aug. 10th, 2013 05:55 pm (UTC)
У одного этолога прочла гениальное: "Инстинктом мы называем поведение, примеров которого животное никогда не видело, если считаем его слишком глупым для того, чтобы оно могло придти к этому поведению рациональным путем".
ljwanderer
Aug. 10th, 2013 06:32 pm (UTC)
Что ж, верно :)
net_scorpion
Aug. 10th, 2013 06:34 pm (UTC)
Елена, простите, что вас удивляет?

Как по мне, посту не хватает отсылки к Капитану Очевидность.

Что до современных феминисток, то, будучи знаком с кое-какими из них, я пришел к выводу, что у них определенные проблемы с головами. Просто это любимое занятие неудачников - искать могущественного врага, происки которого и держат их в жопе. А еще бороться с ветряными мельницами. Риска никакого, зато ЧСВ растет...

Кто спаивает Россию? Жиды и американцы, это вам любой патриот подтвердит. Вот прямо каждому русскому силой в рот водку вливают. Просто НЕ ПИТЬ - очевидно выше их сил.

Из-за кого Германия проиграла Первую Мировую? Конечно же не оттого, что Антанта в несколько раз превосходила тройственный союз по людским и экономическим ресурсам. Конечно же, виноваты евреи и марксисты, как утверждал Гитлер. И многим немцам ужасно понравилась эта идея.

Из-за кого в СССР во время индустриализации ломались станки, обваливались шахты и загорались заводские цеха? Конечно не от некомпетентности руководства, низкой квалификации работников и пренебрежения нормами. Это враги! Троцкисты, бухаринцы и польские шпионы. Проще же выбить самооговор из какого-нибудь неодрезанного спеца чем вскрывать системные причины.

Так и наши дорогие феминистки нашли причину своей неудовлетворенности жизнью в мужчинах. В этом смысле они заняли беспроигрышную позицию: Сталину и Гитлеру после разгрома евреев и троцкистов требовалось выдумать новых врагов, а этим хватит пищи еще очень надолго.
ljwanderer
Aug. 10th, 2013 07:17 pm (UTC)
Меня не удивляет, в который раз убеждаюсь, что России нужно просвещение народа, нужны "народники" :)

А пока народников нет, то эту нишу занимают другие, просвещают в своих интересах.
Большая масса людей не может, а часто не хочет думать.
Анализировать массу часто взаимопротиворечивых фактов трудно, потому и выводы легче откуда-нибудь "списать", чем сделать самостоятельно.
Но хочется быть в тренде . А феминизм - это сейчас модно :)

На самом деле феминистки совсем не глупы, просто у них цель - оправдать свое существование, а также увлечь и повести за собой.

net_scorpion
Aug. 10th, 2013 10:19 pm (UTC)
"А феминизм - это сейчас модно :)"

Лично меня удивляет, как эта мода не проходит при том, что на всяких факультетах гендерных штудий сделали не больше практических открытий, чем на кафедрах лысенковской генетики. Забавно будет посмотреть, когда эта афера накроется и сочинительниц таких трактатов погонят из университетов тряпками.
ljwanderer
Aug. 11th, 2013 06:41 am (UTC)
Как -то раз смотрела возможности бесплатного образования за рубежом, среди прочих выскочили гранты от феминистических союзов.Для того, чтобы воспользоваться таким грантом, нужно отработать на идею.
Поэтому втягивание молодых девочек понятно, они неопытны, но хотят быть уверенными в себе и независимыми.
Но, женщины в сообществе, из которого я взяла пост, отнюдь не синечулочницы, у них есть семьи, мужья и дети.
А у некоторых,нет семьи, зато с мозгами все в порядке, но они тоже ведутся на западную идологию.
Этим , взрослым, нужны признание, власть.
Напрасно Вы так несерьезно к этому относитесь, как бы настоящие ученые не оказались вне кафедр из-за "иных", отличающихся от тренда, взглядов.
net_scorpion
Aug. 11th, 2013 10:36 am (UTC)
"Напрасно Вы так несерьезно к этому относитесь, как бы настоящие ученые не оказались вне кафедр из-за "иных", отличающихся от тренда, взглядов."

Я к этому серьезно отношусь. Лысенковцы тоже вовсю жрали вавиловцев не стесняясь в средствах. Но соль в том, что эти на своих гендерных штудиях ни пороха не выдумают, ни компьютера, ни пенициллина. Разве что новый покрой бюстгальтера. И поэтому рано или поздно их с исторической неизбежностью попросят на выход.

Практика - критерий истинности теорий. Вот с этим у них прямо скажем хреново.

ljwanderer
Aug. 11th, 2013 10:49 am (UTC)
В будущем бюстгльтер будет не нужен :)
Будущая особь будет иметь крепкие мышцы, а соблазнения партнера примут иные формы :)

Да, это саморазрушающаяся модель общества, но она еще долго может протянуть.
При этом, скажу я Вам, такие теории придумываются не для науки, а для идеологической обработки масс. Остальная отвлеченная наука будет сосуществовать с идеологией и работать на эффективность.

Edited at 2013-08-11 10:50 am (UTC)
idealist_t
Aug. 11th, 2013 05:10 am (UTC)
Трогательная подборка.
Наверно, феминизм во многим питается тем, что в христианстве называют гордыней. Что же до приведённых мнений феминисток, то тут и гордыня очень примитивная - чистой воды эгоизм, "жить для себя". Только будучи эгоистом, можно писать подобные глупости.
ljwanderer
Aug. 11th, 2013 06:44 am (UTC)
Знаете, Вы сейчас сказали то, о чем я часто стала задумываться, главный "грех" современного поколения с точки зрения христианства ( а есть ли это в протестанстве - похоже, что нет) - гордыня
idealist_t
Aug. 11th, 2013 07:45 am (UTC)
Неудивительно, что гордыню обычно считают главным грехом - как корень всех остальных. Падший ангел как раз из-за гордыни "с катушек съехал".
Но гордыня гордыне - рознь. Есть гордыня верующего человека. Примером может служить, наверно, Торквемада или наш Никон (если они сколь-нибудь верно изображены в литературе). А есть гордыня людей либерального сознания. Имею в виду не только наших политических либералов, а то, что противопоставляется сознанию авторитарному. Думаю, вот эта либеральная гордыня и отравляет и нам всем жизнь. Уверен, что феминизм есть плод именно либерального сознания.

Что такое авторитарное и что такое либеральное сознание, собрано здесь. Ссылка - это, сразу говорю, "реклама", но не моего ЖЖ, а А.Ф. Лосева. Я его очень люблю и при возможности стараюсь его популяризовать, особенно его тексты про мифологию и либерализм - весьма актуальные. Так что прошу прощения за мою слабость, но не могу не сослаться.

Как в протестанстве с гордыней - не знаю и сейчас ничего на скорую руку не нашёл. Учение о гордыне разработано в Патристике и в поздних богословских работах, а Патристику протестанты не считают непререкаемым авторитетом. В-общем, интересный вопрос - надо покопать.

Edited at 2013-08-11 07:46 am (UTC)
ljwanderer
Aug. 11th, 2013 11:12 am (UTC)
Спасибо за рекламу :)
Прочитала, но комментировать такие тексты рука не поднимается, не мой уровень :)
Очень современно.
Я же, интересуясь началом века, натолкнулась на либерализм в религии. Уже в конце 19 века в протестанстве возникло множество течений, которые из сект стали оформляться в разного вида Церкви. Как я могу догадаться, это был своего рода, кризис в протестанстве, который должен был быть преодолен объединением в Единую Мировую Церковь.
Стратегии объединения включала сбор информации о мире и ее анализ, а также опиралась на роль личности. Выявление лидеров из масс, их мотивация и подготовка для дальнейших действий - одна из важнейших задач. Среди миссионеров того времени очень много одаренных людей, вот они-то и сталкивались с ощущением власти над массами, с ощущением того, что именно они творят историю и меняют сознание миллионам.
Вот тут-то у меня и возникло подозрение, что евангелическое сознание, в отличие от православного, отвергает гордыню, как грех. Но это у меня - сырые мысли, я мало об этом знаю.
Однако, эта тема подготовки национальных лидеров существует и по сей день, если взглянуть н белоленточное движение. .

idealist_t
Aug. 11th, 2013 01:27 pm (UTC)
Любопытно было бы почитать. История кризиса протестантизма мне совершенно неизвестна.

Что же касается отношения к грехам у протестантов, то я нашёл в одном учебнике для семинаристов следующее.
Ключевое положение Лютера, принятое в более жёсткой форме Кальвиным, означает спасение только посредством веры. "Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения" (Формула согласия, 1580).
Логика такого вывода следующая.
Мы не можем определить, сколько нужно сделать добрых дел, чтобы искупить хотя бы один грех. Может быть, христианин уже сделал больше, однако даже при этом он остаётся в неуверенности - достаточно ли. Однако в отношениях с Богом не может быть такой неопределённости. Христос уже искупил все наши грехи, и потому достаточно быть верующим. "Вера - не знание того, что Бог существует ..., но уверенность в том, что мне грехи прощены ради Христа" (Апология Аугсбургского исповедания, 1530). Но добрые дела всё же нужно делать, ибо "закон должен быть исполняем".

Отсюда становится ясно, почему аскетика, столь развитая в православии и католичестве, отсутствует у протестантов. Внутренняя борьба с грехом не интересна протестанту. Поэтому я предполагаю, что тема греха у протестанских богослов представлена неярко - это для них неглавная тема.
ljwanderer
Aug. 11th, 2013 02:05 pm (UTC)
Спасибо, за то, что покапались, и нашли :)
idealist_t
Aug. 11th, 2013 01:30 pm (UTC)
То есть очень похоже, что Вы правы насчёт протестанства. Главным "грехом" для него является отсутствие веры, а уж если она есть, то о любых грехах можно не слишком беспокоиться.
ljwanderer
Aug. 11th, 2013 02:03 pm (UTC)
Именно, на сколько я смогла понять, основной темой беседы миссионеров с русской молодежью стало обсуждение темы спасения и темы греха, и убеждение в том, что спасение и есть в самой вере, это возмущало православных священников.
Осознание же того, что просветленный знает больше, чем остальные, может учить других и направлять , подталкивала к гордыне.
rbvekpros
Aug. 11th, 2013 08:58 pm (UTC)
Сегодня наткнулся http://jrkulibin.livejournal.com/7107.html
ljwanderer
Aug. 12th, 2013 07:07 am (UTC)
Так уж устроен мой мозг, что ассоциации от увиденного у мня нехорошие. Они отсылают от чайлд-фри пропаганды к пропаганде запретов на аборты.
Вот такая пропаганда - одна из причин, если не женских самоубийств, но неврозов.
Современная женщина находится в капкане, который создает общество.
rbvekpros
Aug. 12th, 2013 07:21 am (UTC)
Я считаю есть большая разница между пропагандой и раскаянием... Это лишь образ. Я не вижу в скульптуре никакой пропаганды... (Я не вижу в красоте миланского кладбища никакой агитации, что смерть столь прекрасна, а в российских кладбищах - что она безобразна... невольно подумал о роли пластики в нашей жизни - http://www.flickr.com/photos/brambeus/sets/72157627067004834/)
Вот еще одна сторона пропаганды... смысл в протесте вроде есть, но почему подобные акции вызывают неприязнь?.. Как ни странно, но, конечно, всё касается всех... разрушается не только женская психология, но и мужская, значит разрушается семья, а значит разрушается и психология ребенка... Это Грузия http://www.youtube.com/watch?v=gtYdwDwYyRU
ljwanderer
Aug. 12th, 2013 09:14 am (UTC)
Рустам, у вас, как всегда мысль охватывает разом много плоскостей, я же выбрала лишь одну, которая меня ранит.
По Вашей ссылке на Flickr я с наслаждалась образами мемориальной скульптуры, еще больше впечатлилась черно-белой пластикой танца.
Согласитесь, что черно-белое исполнение придает им большую выразительность.

Между мемориальной скульптурой и той, по ссылке, целая пропасть.
Первое искусство возвышает и оставляет с надеждой, второе - убивает, потому что на первом плане не образ раскаяния , а натуралистический образ убийства.
Если бы скульптура была в мраморе, она бы не несла того разрушающего натуралистического действия, но это сделано намеренно.



Edited at 2013-08-12 09:17 am (UTC)
ljwanderer
Aug. 12th, 2013 09:47 am (UTC)
Работа заняла 2 семестра (около 10 месяцев). Началось всё с изготовления миниатюрной модели, а затем скульптурная группа была вылеплена в натуральном размере. Женщина и её ребёнок были сделаны с живых моделей. Скульптура женщины изготовлена из эпоксидной композиции с искусственной имитацией камня. Преимущество использования этой комбинации является то, что она не насыщается водой как обычный камень. Скульптура ребёнка изготовлена из полиэстера.

Марек Худачек, брат Мартина, заявил, что он и его брат были крайне удивлены многочисленными положительными отзывами на скульптуру, которые пришли со всех концов мира: "Мы не ожидали, что ...Основная цель моего брата в создании этой скульптуры была не стать знаменитым, а рассказать о Важнейшей Ценности Человеческой Жизни и необходимости защиты её после зачатия"



http://otvet.mail.ru/question/81089556
rbvekpros
Aug. 12th, 2013 10:24 am (UTC)
Спасибо, Елена, за информацию.
Перебирая фотографии, наткнулся на такой образ Девы Марии - http://www.flickr.com/photos/brambeus/9484343571/in/set-72157635026617044
Почему в этом образе ожидания столько страдания?.. я не могу ответить на этот вопрос
Что бы ни происходило в мире, образ Матери (Богоматери и Девы), верующий ты или нет, - глубоко сакральный, как и таинство зачатия и появления новой жизни... никуда не денешься - это всегда чудо, чудо, чуждое научным и моральным критериям оценки... и споры вокруг этого образа никогда не прекратятся
ljwanderer
Aug. 12th, 2013 12:36 pm (UTC)
да, печальный образ. А это, действительно Дева Мария ?
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow