?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry








Кадр из сериала "Мистер Селфридж"

Начало: О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме. Часть 1

Надо сказать, что вопреки распространенному мнению, идеи феминизма впервые появились в головах у мужчин, и лишь потом распространились среди женщин. И поддерживающие эти идеи женщины вовсе не были жертвами мужского произвола или насилия.



Несмотря на то, что процент незамужних женщин среди феминисток был больше, чем этот же процент среди всех женщин, все же самые главные суфражистки были, в большей своей части, замужем.

Распространенное мнение о том, что феминизм был результатом разочарований, постигавших женщин в браке, при проверке оказывается ложным. Предводительницы движения не только состояли в браке, их мужья всячески оказывали им моральную и материальную поддержку.
Феминизм не был и результатом влияния властных родителей, наоборот, у знаменитых феминисток были любящие и заботливые отцы, всячески стимулирующие и поддерживающие амбиции своих дочерей.

Сконструированному обществом образу суфражисток, комично одетых, уродливых старых дев в шляпках-цилиндрах, похожих на современную старуху Шапокляк противопоставлялся другой - элегантная и добродетельная жена должна была быть украшением всякой добропорядочной семьи.

С такими стереотипами и пришлось бороться суфражисткам. Им нужно было доказать, что элегантная и умная женщина вполне может радовать семью и активно участвовать в событиях внутриполитической жизни.

"Суфражистки должны быть элегантны!" – призывали лидеры движения, и сторонницы движения изо всех следовали этим призывам.
Суфражистки превратили одежду в оружие, средство выражения протеста и агитации. Для этого они стали одеваться так, чтобы их костюмы говорили о том, на какой политической платформе находятся их владельцы.
Суфражистских ассоциаций и лиг было так много, что они сами были озабочены тем, чтобы их можно было отличить друг от друга. Для этой цели использовались значки, ленты, пуговицы разной цветовой гаммы.

Вскоре произошло разделение на две основные группы
Национальный союз женских суфражистских организаций (National Union of Women’s Suffrage Societies -NUWSS), члены которого стали использовать зеленый, белый и алый - цвета суфражисток.
И выделившийся из первого, более активный, Женский социально-политический союз (Women’s Social and Political Union -WSPU), лидерами которого стали Эммелин Панкхерст и одна из ее дочерей – Кристабель, которых стали называть суфражетками.
Члены этого союза предпочли фиолетовый, белый и зеленый.


Основная формула суфражизм: “Дайте женщинам выборные права”= GIVE WOMAN VOTEпо предложению суфражеток, была зашифрована в триколоре G W V = зеленый-белый-фиолетовый ( Green+White+Violet )

Фиолетовый цвет представлял свободу и достоинство, белый – чистоту, зеленый – надежду.




Мода из женских журналов 1909 года

Эммелин Петик Лоренс (Emmeline Pethick Lawrence), редактор суфражистской газеты, Votes for Women разъясняла:

“Фиолетовый цвет, как все знают, это - королевский цвет, он обозначает королевскую кровь, эта же кровь течет в венах суфражеток, в ней - инстинкт свободы и достоинства, белый означает чистоту в личной жизни, а зеленый несет надежду, потому что это – цвет весны."

Таким образом, чтобы четко обозначить свою принадлежность к союзу, суфражистки стали носить платья из белой тонкой ткани, с фиолетовой и зеленой отделкой.

Посещающие митинги и собрания суфражистки, таким образом, при помощи костюма наглядно демонстрировали свою многочисленность, приверженность определенным воззрениям, а также служили примером для подражания.

Так начала формироваться суфражистская мода, и, конечно же, без торговых домов суфражисткам было не обойтись.

Сформированный запрос не остался без ответа, торговый капитал чутко реагировал на пожелания клиенток.
Торговый дом Селфридж откликнулся предложениями широкого ассортимента стильной одежды из деликатных тканей, подчеркивающей женственность. Это были платья новейших фасонов, разработанных лучшими модельерами.


Каждая группа суфражисток установила тесные отношения с конкретным торговым домом Вест Энда, который выполнял соответствующие их запросам услуги. Умеренные суфражистки пользовались магазинами Derry and Thom, Swan, Edgar, Burberry, которые предоставляли им по разумным ценам пальто и юбки, шелковые блузки современных фасонов “не сковывающих движения” Воинственные суфражетки выбрали Selfridges, предлагавший самую элегантную и дорогую одежду.

На страницах выпускаемой газеты “Votes for Women” суфражистки призывали сторонниц движения одеваться, следуя суфражистской моде, с этой целью на страницах выпускаемой суфражистками газеты размещалась привлекательная реклама моделей, которые предлагали торговые дома.

В ходе борьбы за свои права рекомендовалось в качестве наглядной агитации использовать баннеры, флаги, а знакомым и друзьям дарить подарки и памятные вещицы, заказывать кондитерские изделия и торты в суфражистской раскраске.
Значки и пуговицы с лозунгами или инициалами суфражистской организации, такой, как "WSPU" оказались очень популярны, их часто носили на платьях и другой одежде.







Шляпки стали частью политики. Если сегодня, в 21 веке, шляпка смотрится, как досадная помеха в протестной политической деятельности, то во времена суфражисток она предоставляла отличную возможность с помощью цветов продемонстрировать приверженность идеалам и заявить о своем протесте.



Взаимоотношения магазина и покупателя были очень тесными, магазины предлагали клиентам шляпки для конкретного мероприятия. Покупательница могла зайти в магазин и спросить, подходит ли эта шляпка для воскресного дня в Гайд-парке, продавец давал утвердительный ответ. Обе стороны понимали, что покупательнице нужна подходящая шляпка не для того, чтобы она пошла в церковь или в театр, ей была нужна шляпка для посещения суфражистского митинга, которая бы соответствовала суфражистской моде.




После того, как суфражетки стали использовать в драках с полицейскими шляпные булавки, в 1908 году был принят новый закон, который ограничил длину шляпных булавок. В ответ на это Торговый дом предложил новый фасон шляпок, от громоздких дорогих произведений искусства суфражетки перешли к уменьшенному варианту, производство и продажа шляпок чутко следили за изменением курса.



Реклама шляпок от Дерри и Тома,
подготовленных специально для предстоящей демонстрации

Для многих суфражеток мода стала формой выражения, она давала возможность протестовать и побуждала других к протесту. Многие автобиографические истории упоминают о том, как приход в суфражизм начался с безобидной покупки.
Случайно купив “модную одежду, которую носят теперь многие”, женщины приходили в ней на суфражистские собрания, чтобы узнать о движении побольше.

Облик протестующей суфражистки одетой в элегантное белое платье “освобождения” и в модной шляпке от Дерри и Тома стал вызовом обществу, он провоцировал. Тот, кто задерживал на модницах свой взгляд, продолжал их рассматривать, хотел увидать еще и еще…

Индивидуальные пожертвования составляли лишь часть доходов суфражистских организации.

Львиную часть средств суфражистки стали зарабатывать сами, открыв магазины.
Дорогие платья, пальто, головные уборы, меха и ткани продавались в торговых домах Вэст Энда, другие же товары, такие как предметы домашнего обихода, кондитерские изделия и праздничные торты, можно было купить в специальных магазинах и на устраивавшихся ярмарках.
Суфражистки предлагали разнообразные товары с суфражистской символикой. Это были украшения, китайский фарфор, мыло, носовые платки, ручки .открытки, настольные скатерти и настольные игры.



Эммелин Панкхерст среди суфражеток. На первой фотографии -третья справа, на второй фотографии - сидит в центре







Помогали и поездки в Америку в качестве обмена опытом, откуда Эммелин Панкхерст привозила щедрые пожервования. Американские сестры, хотя и не были такими воинственными, зато были многочисленными.






Реклама американских суфражеток
"Отложи обеды, посвященные Дню Благодарения, чтобы ради встречи с суфражетками"



Другим доходом было сотрудничество с торговыми домами.


Debenham and Freebody, Peter Robinson, Dery and Toms, Swan and Edgar, Marshall and Snellgrove, Burberrys, Dickins and Jones, Waring and Gillow. – это лишь некоторые названия фирм, которые регулярно давали объявление в суфражистской газете Votes for Women, начиная с 1909 года.


Реклама помогала газете быть прибыльной. Однако, это было взаимовыгодное сотрудничество. Цели рекламодателей были просты – реклама в газете, которая продавалась в количестве 40 тысяч экземпляров в неделю, была самым эффективным средством привлечения покупателей. Читатели – суфражистки были их постоянными покупателями, на них и работала торговля.

Так Чарльз Ли с Вигмор стрит предлагал пальто в зеленой и фиолетовой расцветке, портные Вест-Энда предлагали пошив изделий для членов суфражистких организаций “на особых условиях”, Лилли и Скиннер оформляли свои витрины в суфражистском триколоре, а Дерри и Томс предлагали нижнее белье в триколоре. Производители ручек выпускали их с надписью Votes for women и сообщали о том, что с каждой проданной ручки часть вырученных средств направляется в суфражистский фонд.

Компания по производству велосипедов в Ньюкасле выпустила велосипед стоимостью 10 гиней, раскрашенный в триколор, специально для суфражистских велосипедных акций.




Агитаторши на велосипедах, анонсирующие митинг суфражеток,
на котором будт выступать Эммелин Панкхерст






Костюмированное велосипедное ралли суфражисток



Кем бы ни были суфражистки, торговому капиталу они приносили хороший доход.

В ответ газета размещала статьи , в которых призывала читателей приходить на мероприятия в одежде, соответствующей принятым правилам и пользоваться указанным списком магазинов . “Эти фирмы помогают нам вести нашу борьбу, а Вы помогаете тем, что выбираете их” .
В одной из статей был приведен целый список из 37 магазинов и список товаров, рекомендуемых для покупок, среди которых были такие обычные товары как, например, горчица Колмана. “Запомните, это -ваш список покупок!” – взывала газета к читательницам.





Достопочтенная миссис Хаверфилд, о которой я уже писала на страницах своего журнала,
рекомендует дождевик на любую погоду и для любых мероприятий
Такое сотрудничество, однако, нисколько не спасало магазины от нападений суфражеток.

Первого марта 1912 года в 5 часов 45 минут суфражетки незаметно появились на улицах лондонского Вест Энда.
Под видом покупателей они невинно прохаживались у витрин магазинов. Но внезапно, они вынули из своих миниатюрных сумочек и муфточек настоящие молотки и начали крушить витрины магазинов.

Как впоследствии вспоминала Эммелин Панкхерст , операция была разработана специально, и выполнена в соответствии с планом – через каждые пятнадцать минут одних суфражеток сменяли другие. Сначала акция была проведена на Хаймаркет и Пиккадилли, где суфражетки тут же были арестованы. Потом она перекинулась на Регент стрит и Стренд, потом – на Оксфордской площади и Бонд стрит. Больше всего пострадали крупные магазины, такие как D.H Evans , Marshall, Snelgrove, Swan and Edgar’s.

Газеты сообщили, что всего было разбито 400 витрин, ущерб был нанесен в размере пяти тысяч фунтов стерлингов, арестовано было более сотни суфражеток, многие из них были оштрафованы, другие провели в тюрьме от недели до двух месяцев.




Однако, торговцы не были в большой обиде, и даже иногда отказывались, как Селфридж, от претензий за нанесенный ущерб.





Что касается суфражеток, они были довольно эпатажными особами. Вот как вспоминает одна из них о своей тете Жаннетт..

После того, как тетя Жаннетт вместе с другими приличного вида дамами расколотила витрины магазинов, на следующий же день она посетила пострадавший магазин. Сообщив изумленной продавщице о том, что именно она сокрушила им витрину, она тут же заказала им очень дорогую новую шляпку. Она считала, что таким образом, справедливо возмещает причиненный ею ущерб.

Ничего удивительного, что разгуливающие с сумочками приличного вида дамы вскоре стали вызывать большее подозрение, чем какие-нибудь бродяги.



Суфражистки, собравшиеся у магазина

После этого события обеспокоенные протестной волной владельцы магазинов собрались на совещание.
Однако, протокол этого совещания демонстрирует что торговцы были больше обеспокоены забастовкой шахтеров и связанными с нею голодными маршами Ист-Энда, нежели маршами суфражеток.

Как сообщала Times, в марте 1912 за побитые витрины страховые компании выплатили владельцам магазинов 5 тысяч фунтов. Страховые компании тоже нажились на протестных акциях. В проигрышах оставались лишь мужья, которые вынуждены были оплачивать штрафы за преступления против собственности, совершенные их супругами.

А вот другая история.

Миссис G оделась так, как будто она сошла с картинок модного журнала, вышла из машины у ворот Вестминстерского аббатства. Со свойственным ей достоинством он вошла и смешалась с толпой туристов. Некоторое время она стояла, любуясь архитектурой, пока группа туристов не пошла дальше. Затем она достала из своей муфты маленькую бомбу и неумело размахнувшись, бросила ее в сторону коронационного кресла. В результате, от священного камня, хранившегося под креслом, откололся кусок. Соблюдая великолепное хладнокровие, она покинула аббатство и направилась к воротам. У ворот ее поприветствовал полицейский, предложивший вызвать ей машину. Она согласно улыбнулась, дала полицейскому на чай и уехала, не будучи опознанной.




Они провоцировали. -“Пощечина- полицейскому, это так смело!” - Они совершенно по-женски, царапались и кусались, плевались ( что, конечно, было не очень пристойно, но действенно), били полицейских кулачками, кололи их шляпными булавками и зонтиками.
Негодующие старушки или окруженная английскими бобби молодая особа в белоснежной блузке с растрепанными волосами- “ потому что эти звери посмели содрать с нее шляпку!”- попав на страницы журнала, отзывались мощным гулом негодований, а в кассу организации направлялся новый поток средств в поддержку страдающих.

Фотографии сопровождаемой полицейскими хорошо одетой дамы вызывали больше сочувствия, чем вид сотни бастующих работниц.
В политической борьбе это были типично “дамские фишки”, но они работали.
На работниц у суфражеток тоже были планы – тысячный марш женщин Ист-Энда, одетых в рабочие фартуки и в клоги ( башмаки на деревянной подошве). “Стук тысяч башмаков по улицам Вест-Энда – это будет грандиозно!- мечтала одна из активисток.
Женщины-имиджмейкеры того времени, они показали, что в этом деле им не было равных.

Дорогой костюм оказался очень важен.
Об этом публика узнала от другой суфражетки – леди Констанс Литтон. Желая не быть узнанной, она переоделась в рабочую одежду и была схвачена во время акции, как работница. “Оказывается, в тюрьме с работницами обращаются ужасно!” – такая новость появилась в газетах после разоблачения леди Литтон.

Оппозиция распространила данные опроса женщин Ист Энда, жены рабочих говорили о том, что им нечего есть и кормить детей, а потому им не до того, они не могут “взять на себя ответственность решений за судьбу страны”. И Эммелин Панкхерст отметила важность вопроса разъяснения работницам необходимости их избирательных прав.



И, все же, разбой, учиняемый суфражетками, не виделся серьезной угрозой частной собственности или богатству. Единственное, что заботило торговцев, как свидетельствует протокол совещания, не возьмут ли на вооружение такую тактику низшие классы?

Объектами нападения суфражеток были клубы, витрины, почтовые ящики, площадки для гольфа, церкви и частные дома, а не торговые склады, заводы и фабрики. Таким образом, для капитала, с экономической точки зрения, война суфражеток была не опасна.

На рождество 1908 года компания лондонских ювелиров Mappin и Уэбб выпустила каталог суфражистских ювелирных изделий, которые были раскуплены суфражетками и, главным образом, их поклонницами.

Ювелирные изделия , среди которых особенной популярностью пользовались броши, создавались в суфражистском триколоре, в них использовались такие драгоценные камни, как аметист, лунный камень или изумруд.















Но, конечно, нельзя было себя ограничить только этими элементами, используя золото, можно было зашифровывать букву G ( gold=green), белое золото -W ( white), в сочетании с фиолетовым цветом они складывались в сакральный код GWV.

А, если обо всем этом еще рассказывал обаятельный, с хорошими манерами продавец, устоять от покупки было невозможно.

Ношение ювелирных изделий c кодом, известным членам организации, было очень романтично, и в то же самое время, говорило о решительной поддержке женской борьбы.

Те, кто не мог себе позволить драгоценные броши, носили более дешевые значки, на которых нередко размещались имена или изображения тех, кто был заключен в тюрьму.




В эти игры с зашифрованными знаками вовлекалось все больше и больше народа. Многие из тех, кто покупал эти знаки отличия, были далеки от политики, не участвовали в акциях, многие, получив, впоследствии право голоса, так им никогда и не воспользовались. Однако, непонятная сила заставляла женщин следовать новой моде.

Собрания суфражеток, которые они нередко проводили в магазинах ( особенно полюбился ресторан Селфриджа на крыше), перерастали в митинги, а митинги – в парады ( надо же было показать себя и наряды). К парадам суфражетки готовились тщательно, серьезно подходя к оформлению колонн, музыкальному сопровождению. Там были свои барабанщики, обязательные всадницы на белых лошадях и с мантиями.












Репортаж о репетиции парада с подробным описанием нарядов



Эммелин и Кристабель Панкхерст во главе колонны


И вот уже белые женщины маршировали в Старом и Новом Свете.





Эти парады были не менее красочны, чем карнавалы. Несмотря на то, что многие приходили посмотреть на них, как на развлечение, нельзя не отметить и тот факт, что это было формой массовой агитации. Агитация эта была направлена не столько на мужчин, которые с удовольствие рассматривали шествующих красоток, сколько, на женщин, которым очень хотелось так же одеваться и так же шагать вместе с остальными.


Именно массовость сделала суфражистский союз внушительной силой.
Вскоре в распоряжении организации сконцентрировались большие деньги, по размерам бюджета они намного опередили Рабочую партию и стали реальными конкурентками лейбористам. Появилась и своя бюрократия, если в 1908 году зарплату получали лишь 34 человека ( 20 в Лондоне, и 14 – в на периферии), то через год их уже было 75, в 1911 – 110.


Суфражетки все митинговали и маршировали, публика восторгалась, а парламент продолжал утверждать, что общество не готово допустить женщину к процессу принятия решений.

Парламент втягивался в обсуждения:

“Скорее всего, женщина может быть представительницей в каком-либо правительственно учреждении, но только ради репрезентативности…и без права голоса…только в качестве консультанта,”

“Ну, как это – дать выборные права неграмотным работницам? Разве мы можем позволить, чтобы неграмотная женщина, не имеющая никакой собственности, влияла на политические решения ?”
“А как может заниматься политическими вопросами замужняя женщина, если ее святая обязанность отдаваться полностью интересам семьи?”

“Позвольте господа, но, если мы исключим одних и других, у нас останутся лишь легкомысленные незамужние девицы и обозленные старые девы, разве можно доверить им судьбу страны?”


Шли годы, суфражистки и суфражетки маршировали, а Биль о правах откладывали на доработку, топили в прениях и проваливали при голосованиях. А тем временем в России произошла революция...

И этот длинный рассказ я написала лишь для того, чтобы следующий пост о поездке предводительницы суфражеток Эммелин Панкхерст в Россию 1917 года был более понятным.

Продолжение - в конце следующей недели

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
remnanta
Mar. 31st, 2013 06:28 pm (UTC)
у них получалось очень мило агитировать :)
ljwanderer
Mar. 31st, 2013 06:56 pm (UTC)
Эффектно! :)
remnanta
Mar. 31st, 2013 08:40 pm (UTC)
шляпки и драгоценности - это идея на миллион! даже на два! :)
aaallljjjaaa
Apr. 1st, 2013 11:48 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо за пост!
livejournal
Apr. 1st, 2013 02:35 pm (UTC)
О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме.
Пользователь femoteka сослался на вашу запись в записи «О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме. Часть 2» в контексте: [...] Оригинал взят у в О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме. Часть 2 [...]
lich_ona
Apr. 1st, 2013 04:57 pm (UTC)
Спасибо за пост! Ждем с нетерпением продолжения! Надо будет продолжить эту трехцветную традицию!
ljwanderer
Apr. 2nd, 2013 08:49 am (UTC)
Спасибо, что читаете. Работаю над заключительной частью, надеюсь закончить к воскресению.
idealist_t
Apr. 2nd, 2013 06:12 am (UTC)
Насыщенный пост. Вопрос, который возник у меня раньше, вполне разъяснён. Я в очередной раз поразился тому, что есть, как будто, понятные и знакомые явления, о которых на самом деле я не имею никакого представления.
Получается, что противодействие суфражизму было только культурно-политическое, но не было экономического. И даже, напротив, была экономическая поддержка.
При чтении у меня возникли ассоциации с сегодняшним ЛБГТ-движением. Нет ли тут тоже подобной экономической подкладки?
ЗЫ
А суфражистские цвета мне не нравятся. Фиолетовый цвет, бе-е. :)
ljwanderer
Apr. 2nd, 2013 09:02 am (UTC)
Да, именно к этой мысли я и подвожу. Сегодняшнее движение использует методы старого, ему нужна массовость, потому что это экономически выгодно, у политически удобно иметь манипулируемую толпу.
Работаю над заключиетельной частью, надеюсь в дальнейшем станет более понятно.
djak_krjakutny
Apr. 2nd, 2013 04:40 pm (UTC)
"Надо сказать, что вопреки распространенному мнению, идеи феминизма впервые появились в головах у мужчин..."

"Партия сказала - надо..." :-)


Это как раз известно всем. (Всем, кто это желал узнать).
livejournal
Apr. 6th, 2013 04:36 am (UTC)
О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме.
Пользователь femoteka сослался на вашу запись в записи «О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме. Часть 3» в контексте: [...] О суфражетках  - Часть 2 [...]
livejournal
Apr. 9th, 2013 03:53 pm (UTC)
О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме.
Пользователь femoteka сослался на вашу запись в записи «О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме. Окончание» в контексте: [...] О суфражетках  - Часть 2 [...]
livejournal
Apr. 14th, 2013 06:18 am (UTC)
О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме.
Пользователь viromiro сослался на вашу запись в записи «О мистере Селфридже, суфражетках и русском феминизме. Окончание» в контексте: [...] О суфражетках  - Часть 2 [...]
livejournal
Apr. 23rd, 2013 07:51 am (UTC)
Чтение. Все must read
Пользователь elis_wolf сослался на вашу запись в записи «Чтение. Все must read» в контексте: [...] Про суфражисток [...]
livejournal
Apr. 23rd, 2013 09:00 pm (UTC)
Чтение. Все must read
Пользователь j_mozar сослался на вашу запись в записи «Чтение. Все must read» в контексте: [...] Про суфражисток [...]
orli_teleri
Jun. 13th, 2013 11:23 am (UTC)
Очень интересно. А продолжение уже есть? Можно сссылочку, плз?
ljwanderer
Jun. 13th, 2013 04:17 pm (UTC)
наверху, у заголовка, у Вас должны быть значки - сердечко, карандашик и галочки. Галочка вправо выведет на продолжение. Все никак не могу собраться сделать содержание.

Следующая страница здесь:
http://ljwanderer.livejournal.com/278046.html

ljwanderer
Jun. 13th, 2013 04:25 pm (UTC)
А самый конец здесь:
http://ljwanderer.livejournal.com/279008.html
orli_teleri
Jun. 16th, 2013 11:42 am (UTC)
Спасибо!! очень интересно. У нас сейчас как раз игра по этому периоду. Много почерпнула для роли и атмосферы ))))
ljwanderer
Jun. 16th, 2013 03:35 pm (UTC)
Ну, если подчерпнули для себя что-то, тем более рада, не зря писала :)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow