?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Джордж Кеннан   старший   досконально изучил систему сибирской каторги и рассказал американцам про отсутствие в России элементарных свобод.
Этот человек смог убедить американцев  в том, что люди в далекой России, бросавшие бомбы в царя, заслуживают не осуждения, а поддержки. 
Ему  удалось изменить общественное мнение Америки  и направить его против русской монархии.

Джордж Кеннан стал специалистом и консультантом по России, особенно его интересовали Кавказ и Сибирь. Кеннан считал возможным, и даже необходимым, вариант отрыва Сибири от России.
Сибирь должна была выйти из под контроля русской монархии, на этой богатой ресурсами территории он предлагал
при поддержке американской демократии и американского капитала и силами каторжан создать республику - Соединенные штаты Сибири.


В 1918-м году в журнале Outlook Кеннан опубликовал статью, о том, как нужно поступить с Россией, пересказ которой я и привожу здесь.

Outlook. May 22, 1918

CAN WE HELP RUSSIA?

SPECIAL CORRESPONDENCE BY GEORGE KENNAN



Можем ли мы помочь России?
Специальный корреспондент Джордж Кеннан

Несколько американцев и русские, временно живущие в Америке, недавно высказались в печати о том, что помощь России в этой кризисной ситуации является долгом Америки, помочь нужно не только словами и сочувствием, ей нужно оказать материальную поддержку.

Предлагается оказать России помощь двух видов: гуманитарную, в виде поставок подвижного состава и специалистов для железных дорог, чтобы наладить транспортировку грузов, продовольствие, обувь и одежду – для обнищавшего населения, и военную, в виде военных инструкторов, способных реорганизовать русскую армию и воссоздать ее мощь при помощи русских добровольцев.

Кеннан согласен с призывом, но указывает на некоторые моменты.







Первое, с чем столкнутся те, кто пошлет такую помощь, обращает внимание Кеннан, это - вопрос, в какие руки попадет помощь, и на кого она будет работать.


Представьте, что , если мы пошлем специалистов и локомотивы в Петроград или Москву. Ими, конечно же, воспользуются большевики. Невозможно даже представить, что большевики дадут нашим железнодорожным специалистам управлять транспортным процессом. А что будет с одеждой и продовольствием?
Конечно же, большевики будут распределять эту помощь только среди “пролетариата”, и не будут ничего давать, так называемой, “буржуазии”.

И как можно обучать и реорганизовывать армию, которой предстоит сражаться против большевиков. Обучение же большевиков приведет к тому, что они еще больше направят свои силы против народа.
“Позволим ли мы большевистским комитетам контролировать наших военных специалистов, управлять нашими железнодорожными специалистами и управлять распределением нашей гуманитарной помощи?” – задает вопрос Кеннан, и сам же отвечает: “Не позволим”.
“Но, если мы не позволим, то это приведет к тому, что мы ввяжемся в гражданскую войну в Европейской части России. Что мне представляется нерациональным”, - говорит Кеннан.












С точки зрения Кеннана, нужно оставить Европейскую Россию в покое, пока она сама либо спасется, либо полностью распадется.

Что касается Сибири, в этом случае подход должен быть иным. Мы должны что-то предпринять в этой отдаленном уголке Империи.

Генерал Семенов уже давно сдерживает большевиков с маленькой армией, состоящей из казаков, он заслуживает поддержки.

"Существует ли в трансбайкальском регионе независимое и эффективное правительство, я сказать не могу, но там достаточно много патриотов, чтобы такое правительство создать , если им обещать поддержку в борьбе с большевиками и. если такую поддержку вскоре им оказать."








Совместными усилиями Великобритании, Франции, активным участием Японии, несомненно, можно организовать силу, способную удержать всю Сибирь от проникновения большевиков.




Китайские военные в составе японских войск



Японская артиллерия
Китайская кавалерия на Амуре


Конечно, Япония должна будет поставить большую часть военных ресурсов, но она, скорее всего, это сделает, по просьбе союзников и по соображениям собственной безопасности.
В Японии и Китае живет очень много русских беженцев, настроенных против большевиков, которые вполне могут добровольно вступить в экспедиционные войска. Американские войска вместе с добровольцами, набранными из русских эмигрантов Америки, придадут всему мероприятию интернациональный характер. Совместное участие русских и американцев покажет миру, что основная цель – не узурпация власти и не захват территории, а спасение восточной Сибири от большевиков и Германии, где Сибири будет дан шанс на самоопределение.










Ленин с Троцким, конечно же. Поднимут шум по поводу контрреволюции, капиталистической агрессии или японской интервенции. Но мы и так слишком оглядываемся на то, что скажут большевики, мы и так слишком долго к ним относились, как к русским людям.
Но они не русские, и не представляют этой нации. Это – камарилья узурпаторов, грабителей и немецких агентов.

Могут сказать, что , если мы высадимся в Сибири, мы поступим так же, как Германия поступила с Украиной. Однако случаи совершенно разные. Мы хотим сохранить Россию, или ее часть, для русских. Германия же хочет аннексировать эту часть в своих интересах.








Есть опасность, что наша интервенция в Восточной Сибири будет представлена русским крестьянам Европейской части в ложном свете, и даже возможно, что это будет причиной для большевиков, чтобы попросить помощь Германии. Но есть шанс, что общая ситуация, наоборот, после этого улучшится.

Сибиряки”, как они себя называют, гораздо сильнее и независимее, чем “мужики” Европейской части России, они давно лелеют особое национальное сознание, также как и чувство солидарности.

Если с нашей помощью Восточная Сибирь одержит успех в провозглашении и удержании независимости, Западная Сибирь, с ее тысячью кооперативов, получит стимул восстать против деспотизма большевиков.

Война – это дело риска. А шанс спасения Сибири, даже при условии отдачи Европейской части России в руки немцев, это -шанс, ради которого стоит рисковать.

Джордж Кеннан









Comments

( 12 comments — Leave a comment )
enzel
Aug. 8th, 2012 02:30 pm (UTC)
Не дают Вам покоя русофобы. То Дзержинский, теперь Кеннан... Не удалось ему ни в чём убедить умного и благородно Вильсона. Лучше Америки никто не защищал в мире русские интересы, никто дольше не отказывался признавать большевицкий режим. Советую почитать переписку Б.Бахметева и В.Маклакова, полнейшим образом характеризующую настроение американских общественных и государственных кругов по отношению к России.
ljwanderer
Aug. 8th, 2012 04:51 pm (UTC)
Какой же он русофоб?
Самый настоящий русофил, и русский язык знал, и русский народ изучал очень внимательно.
Монархов не любил, это- да. Но что Вы хотите от американца :)
Хотел быть Прогрессором, считал своим долгом просвещать и "цивилизовывать" :)
Это - тоже очень свойственно американской культуре, уверенной в том, что свободу и демократию нужно устанавливать там, где она сама не хочет зарождаться.
enzel
Aug. 8th, 2012 05:46 pm (UTC)
Русофоб это всякий враг исторической России, предтеча или союзник советских (кои суть русофобы в максимально массовом выражении). К чести Америки, взгляды этого субъекта оказались вполне маргинальными и никак не повлияли на отношение американского правительства в России в период исторического катаклизма. Америка в лице Вильсона, Хьюза, Гардинга, Куллиджа и Гувера всегда чётко отделяла Россию от большевицкой власти и рассматривала будущую восстановленную Россию как настоящего субъекта международного права, в отличие от самозванцев-большевиков. Никаких территориальных приобретений за счёт России и тем паче её расчленения Америка не поощряла, точнее - препятствовала им в максимальной степени. Так что весь этот кеннановский бред - не более чем частные фантазии радикала, скорее всего британской ориентации.
ljwanderer
Aug. 8th, 2012 07:14 pm (UTC)
"враг исторической России" - это как-то туманно :)
Кеннан был членом Общества американских друзей русской свободы, имел много русских друзей.
Другое дело, что он считал, что он знает, что для России - "хорошо", что -"плохо", не особенно заботясь о том. сколько русских разделяет его мнение.
Территориальные приобретения в 20-м веке уже не выгодны, гораздо удобнее использовать концессии :)
enzel
Aug. 9th, 2012 06:13 am (UTC)
"Общество американских друзей русской свободы" - sapienti sat.

Что касается концессий, то принимать их из рук воровского гос-ва - дело во всех смыслах сомнительное, что американцы в большинстве прекрасно понимали. Практика это доказала. Вообще же правилом было, даже вступая в концессионные отношения с б-ками, предварительно урегулировать вопрос с владельцами,что обычно происходило в форме их участия в концессиях.
ljwanderer
Aug. 9th, 2012 10:14 am (UTC)
[Error: Irreparable invalid markup ('<sapienti sat.>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

<sapienti sat.>
"Заклятые друзья", но все же друзья.
В 1892 году эта организация оказывала помощь голодающим русским.

<Практика это доказала. Вообще же правилом было, даже вступая в концессионные отношения с б-ками, предварительно урегулировать вопрос с владельцами>

Какое это имеет значение для бизнеса? Никакого - такое мнение победило при обсуждении в американской прессе.
Возьмите, хотя бы Standard Oil
idealist_t
Aug. 8th, 2012 05:30 pm (UTC)
Хочется отметить несколько моментов.
Мне кажется, этот Кеннан - идеалист-романтик, так как пишет: "Мы хотим сохранить Россию, или ее часть, для русских."
Американцы торгаши, как это понял ещё Пушкин, и сохранять чего бы то ни было американцы стали бы только для себя, если бы ввязались в это предприятие.
Никакой выгоды, видимо, от Сибири тогда не просматривалось. Это сейчас там кладезь сырья. Потому-то туда США и не полезли серьёзно.
Но среди торгашей вот и такие встречаются, наверно, искренние и бескорыстные, но совершенно аполитичные люди.
Второй момент вот этот: Совместными усилиями Великобритании, Франции, активным участием Японии, несомненно, можно организовать силу, способную удержать всю Сибирь от проникновения большевиков
Кеннан не понял сути революции. Не он один, так что это не упрёк ему. Народная стихия именно в Сибири просто смела колчаковцев и японцев. Ленин же единственный не просто понял, но и сумел этой стихии подыграть. Если бы союзники воевали только с большевиками, раздавили бы их за месяц безо всяких интервенций.
И третий момент. Искренность и бескорыстие этого американца не мешает ему следовать давней традиции, которую США всегда использовали: "разделяй и властвуй". Почему-то он убеждён, что разрыв страны и предоставление прав на смоопределение Сибири - это благо для русских. Это удивительное заблуждение (именно заблуждение для таких вот аполитичных) до сих пор присутствует у "хороших" американцев, и они облагодетельствовали к сегодняшнему дню таким образом многие страны. Это как будто пунктик у них такой - демократический.
ljwanderer
Aug. 8th, 2012 07:28 pm (UTC)
Да, согласна. Могу лишь дополнить.
Выгода уже просматривалась, но не четкая. Не зря с конца 19 века на Дальний Восток путешествует все больше американцев, они изучают также и северные морские пути.
Экспедиционный корпус не только боролся с большевиками, но и изучал районы Дальнего Востока и Сибири, инспектируя не только железные дороги, но и прииски, шахты, заводы. Подробные отчеты отправлялись домой. Красный Крест - еще одна миссия, которую интересовали экономические вопросы.
Кеннан не понял сути революции, потому что сидел в Америке, издалека все видится иначе, к тому же слушал друзей вроде Брешковской.
Да, и превосходство "миссионерства" у таких, как Кеннан присутствует в избытке, помогая им поддерживать принцип "разделя и властвуй", оно уже , наверное, появляется в новых поколениях на генетическом уровне.
(Deleted comment)
ljwanderer
Aug. 9th, 2012 07:56 pm (UTC)
Умный был человек, но что касается цивилизаторских амбиций, тут мудрость отказала.
Я предполагаю. что Вы, конечно, рассматриваете очень позитивный сценарий, игнорируя негативные.
Кеннан был альтруистом, но таковых меньшинство, среди "цивилизаторов" преобладают прагматики.
Для капитала Сибирь - территория с неосвоенными ресурсами, которые аборигены освоить не в состоянии.
Освоение ресурсов совсем не означает обязательное вложение в развитие инфраструктур, для аборигенов достаточно организации резерваций.
lectica
Aug. 9th, 2012 09:58 pm (UTC)
Кеннан умница был. Неожиданное и смелое решение он предлагал, очень в его стиле. Огромное спасибо Вам за материалы об иностранцах в России.
ljwanderer
Aug. 10th, 2012 06:50 am (UTC)
Да, Кеннан был очень умный человек, и отзывчивый.
Идея отделения Сибири не ему принадлежала, а Ядринцеву, Потанину, Щапову.
Кеннан, познакомившись с Ядринцевым, загорелся этой идеей и решил помочь, делясь с ними опытом США.
Аналогия с США привела к идее создания соединенных штатов Сибири.

Однако, идея передачи власти на места вылилась в идею раскола и сепаратизма и привлекла иные силы.
shiropaev
Aug. 16th, 2012 11:06 am (UTC)
Спасибо, очень интересный материал.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow