?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Продолжаю читать о железнодорожной ситуации в революционной России, пытаясь ответить на вопрос: что делал главный чекист на транспорте: боролся с разрухой, неумением и саботажем или, будучи русофобом, уничтожал ценных русские железнодорожные кадры.
Итак, по мнению российских чиновников, главной проблемой железной дороги была острая нехватка подвижного состава.
По мнению миссис Дорр  корень зла – в присвоении рабочими средств производства и использования их в корыстных целях ( скоро такое поведение назовут котрреволюционным саботажем).
Сегодня предлагаю обратиться к запискам мистера Гиббса, который по своему образованию мог составить экспертную оценку ситуации.

Внимание американской общественности и правительства к плачевному состоянию российских железных дорог привлек журналист Стенли Вошбурн, который делал множество военных репортажей . Он-то и обратил внимание на военную необходимость содержания транссибирской линии и предложил послать группу специалистов для исследования ситуации, а также , чтобы продемонстрировать американскую поддержку Временного правительства.
Такая комиссия, состоящая из пяти экспертов с Джоном Стивенсом во главе ( на фотографии он посередине), и было направлена  в Россию через Владивосток.


Одним из членов комиссии был инженер-электрик Джордж Гиббс ( крайний справа) . Гиббс не был посвящен в дипломатические тайны и политические игры, он был техническим специалистом, обыкновенным американцем, мало знающем о России. Возможно, именно этим и интересны его дневниковые записи, выдержки из которых я здесь и привожу.

Владивосток.
"… в связи с нехваткой гостиниц в городе мы сразу же были размещены в специально приготовленном для нас комфортабельном поезде, состоящем из девяти голубых вагонов ( обычные вагоны в России окрашены в коричневый цвет). Императорский поезд, на который похож наш поезд, гораздо изысканнее, зарезервирован для комиссии Рута, которая вскоре тоже ожидается в России."


Комиссию встретил лейтенант Френсис Ригс, военный атташе американского посольства в Петрограде, который и ввел их в курс дела.

“Похоже, в Петрограде думают, что причина кризиса на транссибирской дороге – кризис в порту Владивосток. Мы, конечно, не допускали возможности взятия на себя какого-либо администрирования, по крайней мере – я. Я не верил в возможность взятия под эффективный контроль иностранной территории, кто-нибудь определенно нам бы противостоял.

Владивостокcкий порт
“Кипы хлопка лежат под отрытым небом повсюду, там и здесь химические и взрывоопасные грузы хранятся на многочисленных построенных для этого складах , машины, оборудование, товары для дома лежат в испорченных погодой ящиках на причалах, на складских площадках…во всевозможных местах…Вся ситуация показывает общее отсутствие предусмотрительности и координации со стороны правительства, печально видеть , что так много усилий в помощи стране не было доведено до завершения. Фактически, это-преступление.



1 Июня
Этим утром инспектировали громадный Первый вагонный завод, который находится…к северу от города. Днем заехали на площадку, где будет строиться другой вагоностроительный завод и провели тщательный осмотр доков и железнодорожного оборудования, которые нашли в хорошем состоянии..

2 Июня
Опять встречался с русскими официальными лицами по поводу расширения Первого вагонного завода…Вечером было совещание , устроенное в вагоне нашего поезда с лесопромышленниками. Там какая-то подозрительная сделка в отношении использования русских пиломатериалов, потому что наличие в плане строительства лесопилок и завода пиломатериалов никак не соотносится с ускорением строительства вагонов в военное время. Я старался убедить русских чиновников, что такое решение не будет разумным, но мои усилия не увенчались успехом.

3 июня.
Прибыл крейсер Буффало с комиссией Рута.

[О комиссии Рута и комментариях американской журналистки миссии Харпер можно прочитать здесь]


4 июня . Харбин
Инспектировали большие мастерские по ремонту подвижного состава. …Позднее прибыл поезд комиссии Рута…Они отправились в 6.59 вечера. мы – за ними в 11.00 вечера.

5 июня
Заметили первые признаки скопления вагонов. Скопилось около пятисот вагонов…

6 июня
Остановились в Чите. Инспектировали мастерские по ремонту вагонов и локомотивов, затем проследовали далее. Мы также осмотрели угольные шахты в нескольких милях западнее. Очень низкое качество… Странно, но основное население до сих пор преимущественно монгольское, состоящее из кочевников. Встречаются и китайцы….Железная дорога содержится и эксплуатируется нормально…

7 июня
Ночью прошли точку разделения Тихого и Атлантического океана ( в этом месте реки на юге от нее впадают в Тихий океан, а на севере – в Атлантический)…обогнали поезд Рута и последовали по направлению к Иркутску.
Здесь мы впервые встретили настоящее русское население…повсюду на станциях солдаты. Они прибывают и убывают, их перемещение очень загружает дорогу.
В тысяче милях от Иркутска проследовали мимо Черемкова, где находятся залежи очень хорошего угля…Уголь грузится со скоростью трехсот вагонов в день, этим фактом объясняется скопление  вагонов на транссибирской ветке.
…покидая Иркутск, на станции мы видели довольно много австрийских “пленных” . Эти люди были практически свободны и разгуливали среди местного населения совершенно без ограничений. В основном это – чехословаки, дезертировавшие из австрийской армии тысячами.
…я наведался в наше багажное отделение, чтобы взять некоторые вещи из своего чемодана, и обнаружил вагон, наполненный мешками с мукой, сахаром, емкости с маслом. Эта провизия накапливается по мере прохождения поезда по маршруту для продажи в Петрограде. Мне сказали, что в столице огромный дефицит продуктов и таким образом можно получить огромный доход.;


12 Июня 1917 года комиссия прибыла в Петербург и была встречена американским послом Дэвидом Френсисом и его сотрудниками. Последовал завтрак в посольстве, куда был приглашен министр путей сообщения Николай Некрасов. Гиббс дает такую характеристику министру:

“Приятный человек лет сорока, родился в Томске, гражданский инженер, когда-то преподавал в Томском университете…умеренный социалист, очевидно, что он больше занят политикой, а не железнодорожными делами. Так как он был главой департамента, с которым наша комиссия должна была иметь дело, мы, соответственно встречались с ним на совещаниях довольно часто, он был всегда внимателен, много обещал, но мало делал. Фактически у него не было времени, потому что оно у него уходило на совещания и политическое продвижение.”

Комиссия проводила совещания с высокими официальными лицами и разного рода инженерами. Эти совещания были “утомительными, частично из-за того, что велись через переводчика, также потому, что русские по любым пустякам любят организовывать совещания." Поэтому нет ничего удивительного, что "в России любую проблему предпочитают “заболтать”, чем что-то с ней сделать."

"21 июня.
Ужинали в “Дононе”с генералом Пулом и майором Бантингом из британского отдела военного обеспечения. Англичане очень интересуются нашей миссией, особенно боятся за мурманскую ветку. Они сильно обескуражены состоянием дел в России…Я так понял, что французы и англичане были основными поставщиками вооружений в страну…Архангельский порт – единственный путь, через который они могут попасть в страну, помимо мурманской ветки,  очень плохо оснащен перегрузочными средствами, все время случаются задержки в отправках. Они говорят, что практически невозможно заставить русских своевременно обеспечивать разгрузку судов рабочей силой…Я склонен думать, что англичане в общении с русскими не имели ни такта , ни терпения, за это их русские очень не любят. Тем не менее, мы должны сказать им спасибо за то, что они все еще удерживают Россию в этой игре.

6 июля. Москва.
Посетили местные власти и съездили в мастерские приватизированной Казанской железной дороги. Они расположены в очень неудобном месте, старые и тесные. Тем не менее в них находится лучшее оборудование, которое нам удалось пока увидеть, и управление хорошее, прогрессивное, по сравнению с государственным управлением.

9 Июля
Мы в Донецке….Посетили мастерские Екатерининской железной дороги. Это самые большие мастерские, которые нам довелось увидеть, они хорошо устроены, но орудия труда, используемые там, древние.

10 Июля
Прибыли в Киев и тут же посетили мастерские. Они большие, но старые и плохо устроены…Покинув Киев мы проследовали на запад, а затем проехались по новым северной и южной ветке вдоль фронта.


В Могилеве комиссию ожидал генерал Брусилов.

“Нам раздали карты, на которых были указаны отдельные части фронта, которые бы они хотели тотчас реанимировать и список необходимого оборудования и ресурсов. Этот список был довольно внушительный; в него входило практически все для того, чтобы построить и оборудовать много сотен миль железной дороги. Они также хотели, чтобы мы уделили внимание и военным ресурсам. С этой целью нас обеспечили другим списком, в котором было все – от медицинских поставок до пушек. Мы сказали, что это превышает наши полномочия, но согласились в первую очередь рассмотреть железнодорожный список…

Это еще одна национальная черта, с которой я часто сталкивался: русский путает необходимость сегодняшнего дня с мечтами о будущем…
Такой подход некоторым образом ошеломляет: предложение о помощи встречается с искренним принятием того, что ответственность за обустройство всего ложится на тебя, а русский стоит , как ребенок, в ожидании. когда его покормят.”


23 Июля
Совещание в министерстве путей сообщения. Каких только возражений не было нашему отчету, но после долгих обсуждений они, все же, согласились ввести в действие наши новый методы управления в одном подразделении на каждой железнодорожной ветке транссибирской дороги, в том случае, если мы пришлем им из Америки своих специалистов для обучения.

28 Июля
Мы не ответили на письма и телеграммы из Владивостока по поводу сооружения завода по строительству локомотивов, пришедшие в наш адрес в июне. На прошлой неделе мы получили телеграмму о том, что наши рекомендации по увеличению подвижного состава “будут приняты к рассмотрению”…Мы уже обещали русским сделать для них определенные вещи…Это ставит нас в затруднительное положение, и я должен отказаться от того, чтобы давать новые обещания.

2 Августа
Провели весь вечер на совещании в транспортном комитете. Наконец, урегулированы все вопросы. Но теперь комитет должен представить наш план Временному правительству. А это – опять очень долгое дело.


9 Августа
Вчера прибыла американская делегация Красного креста – около сорока полковников, майоров, капитанов, лейтенантов. Их возглавляет полковник (доктор) Биллингс из Чикаго, а также полковник Вильям Томпсон, там много докторов и штатских, все имеют военные чины…мне не совсем ясно, с какой миссией они приехали…Френсис как то говорил мне, что он пытался повлиять на то, чтобы им не разрешили приехать, слишком уж и так много здесь миссий от разных союзников…

14 августа
Отбыли из Петрограда в 7.50 в личном вагоне №443, прицепленному к Транссибирскому экспрессу.

17 августа
В пути,опаздываем по расписанию, говорят , причина в том, впереди идет специальный поезд, везущий бывшего царя в Сибирь.

18 августа
Нам позволили обогнать царский поезд…


20 августа
Прибыли в Красноярск. Произошло интересное продолжение царской истории. Станция оказалась переполненной народом. Как только поезд остановился, в наш вагон вошла делегация из трех человек.
Простодушный и возбужденный человек подошел ко мне и на хорошем английском спросил: “У вас Николай Второй? Мы пришли за ним”.
Я попятился и, заикаясь, сказал “Что Вы имеете в виду?”
Он ответил, что их информировали, что царь едет с американской миссией, которая хочет его вывезти из страны. А они хотели этому помешать.

Конечно же, я заявил, что у нас никогда не было таких намерений. Они же поспешно стали обыскивать вагон…когда обыск закончился, они вернулись разочарованные и потребовали наши паспорта. Мои бумаги , похоже, их удовлетворили.
Когда они уже уходили, я решил им помочь и сказал о поезде, который мы видели, и про который нам сказали, что это- поезд, везущий бывшего царя в Тобольск. В подтверждение тому я протянул ему русскую газету, которую мы купили, покидая Петроград. В ней было объявление об отправлении поезда…

Это для них было новостью. Они тут же громко прочитали газету большой толпе на станции. На том инцидент был закончен, если не говорить о том, что мы видели людей, несущих мешки со взрывчаткой, они намеревались взорвать мост на востоке, если бы наш поезд проследовал без остановок.


Из дневника не ясно, какие выводы сделала комиссия, и какие рекомендации предложила русскому правительству. Однако, видно, что комиссия,действительно, потратила свое время на инспекцию, а не только за обедами и ужинами встречалась с официальными лицами. За краткими строчками дневниковых записей - беспристрастная картина отсталого хозяйства, усугубленного беспечным управлением.
О том, какие рекомендации дала комиссия Стивенса и какие меры принимала, я расскажу в следующий раз.

Источник: "Russian diary of George Gibbs, 1917"

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
enzel
Jul. 16th, 2012 10:37 am (UTC)
Мне представляется очевидным, что если кто-либо берётся за такие темы и рассуждает о "чекистах", "разрухе", "борьбе с саботажем", то необходимым предварительным условием является чёткое обозначение ключевых положений, характеризующих саму эту ситуацию. Что произошло в России? Что за люди и каким образом оказались у власти? Что это за власть, каковы её методы, в каком отношении они находятся с историческим русским гос-вом и его укладом и т.п. Советский подход отвечал на все эти вопросы по-своему, достаточно просто. Если Вы следуете в этом русле, то ОК, если нет, то определитесь, пожалуйста, на каких Вы стоите тут позициях, чтобы уразуметь точку зрения и характер оценок. Ибо "борьба с разрухой и саботажем" это сугубо советское клише, за которым стоит безусловное признание "борцов" законной властью. "Разруха же и саботаж" в этой модели являются наследием "проклятого прошлого", доведшего страну до ручки. Этому взгляду, однако, противостоит другой, при котором "разруха" явилась следствием революционного падения дисциплины и нарушения функционирования всего государственного и экономического аппарата страны, что активно происходило с первых дней р-ции, т.е. с марта 1917 г. и просто обвально продолжалось после большевицкого переворота. "Саботажем" же оказывается естественная и понятная реакция старых кадров всех специальностей против владычества узурпаторов и их методов "управления". Вот о чём следовало бы договориться с самого начала.
enzel
Jul. 16th, 2012 10:43 am (UTC)
P.S. На самом же деле под "саботажем" ЧК понимала "контрреволюционную деятельность", т.е. всякие проявления нелояльности и даже пассивной враждебности к большевицкому режиму, более того - всякую "классовую чужесть". Тем самым это был универсальный повод для применения карательных, террористических действий по отношению к любому человеку, группе или слою населения, в соответствии с принципом "революционной целесообразности", т.е. прагматических интересов сохранения б-ками свой власти. Вот и всё.
(no subject) - ljwanderer - Jul. 16th, 2012 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 16th, 2012 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 16th, 2012 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 17th, 2012 05:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 17th, 2012 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 17th, 2012 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 17th, 2012 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 21st, 2012 04:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 17th, 2012 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 17th, 2012 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 17th, 2012 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 17th, 2012 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enzel - Jul. 18th, 2012 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljwanderer - Jul. 18th, 2012 07:24 pm (UTC) - Expand
troitsa1
Jul. 16th, 2012 10:43 am (UTC)
Удивило, что в 1917 году из Харбина в Питер они доехали за неделю! Прошло сто лет. И мы ныне тоже за неделю проезжаем этот маршрут. Прогресс, однако ;)
ljwanderer
Jul. 16th, 2012 11:43 am (UTC)
Думаю, что такому "специальному" поезду давали "зеленый свет", иначе путь был бы намного дольше.
idealist_t
Jul. 16th, 2012 11:46 am (UTC)
Интересно. И ценно тем, что здесь мнение человека, делёкого от поитики, который писал для себя, а не на публику: нет идеологии и позы, а только техника и организация.
ljwanderer
Jul. 16th, 2012 12:58 pm (UTC)
Да, именно так. Просто технический специалист, который скрупулезно выполнял порученную работу
ecoross1
Jul. 16th, 2012 12:41 pm (UTC)
-Из дневника не ясно, какие выводы сделала комиссия, и какие рекомендации предложила русскому правительству

Французы тоже были - делились своим опытом.
ljwanderer
Jul. 16th, 2012 12:57 pm (UTC)
Про французов не читала, но ясно, что железнодорожное делов России еще только начало набирать обороты в своем развитии, в котором большим тормозом оказалось централизованное управление.
Если даже сейчас, при современных средствах сбора информации, мы понимаем, что "наверху" часто представляют совсем иные картины, далекие от реальности, то тогда, без этих возможностей, оперативно управлять транспортными процессами было еще сложнее.
veldandi
Jul. 16th, 2012 01:21 pm (UTC)
Френсис как то говорил мне, что он пытался повлиять на то, чтобы им не разрешили приехать, слишком уж и так много здесь миссий от разных союзников


Надо же... похоже, британцы с амерканцами реально начали терять даже тот зыбкий контроль над ситуацией, который имели до этого.

Особенно забавно слышать в этом свете про "пломбированные вагоны" и прочую дребедень.

Edited at 2012-07-16 01:22 pm (UTC)
ljwanderer
Jul. 16th, 2012 07:55 pm (UTC)
Да, похоже на то..., тем более, что и внутри коалиции шли трения, и даже конфликты внутри американской среды, работающей в России.
alexthunder
Jul. 16th, 2012 09:31 pm (UTC)
Очевидно проведение сей инспекции дало результаты - помогло. Положение дел на железной дороге улучшилось. Всегда приятно видеть как проделанная работа даёт хорошие плоды.
ljwanderer
Jul. 17th, 2012 05:13 am (UTC)
как ни странно, помогло, и даже дало результаты, Траснсиб заработал.
Но об этом я напишу в следующем посте.
livejournal
Jul. 17th, 2012 08:30 pm (UTC)
О комиссии Стивенса
Пользователь bambi_simbam сослался на вашу запись в «О комиссии Стивенса» в контексте: [...] ой работы при сооружении Панамского канала. Продолжение.Начало читать: Записки мистера Гиббса [...]
livejournal
Jul. 26th, 2012 09:19 pm (UTC)
Железнодорожный корпус Дж.Стивенса
Пользователь bambi_simbam сослался на вашу запись в «Железнодорожный корпус Дж.Стивенса» в контексте: [...] ; и  Записки мистера Гиббса. О железнодорожной ситуации в России [...]
livejournal
Jul. 31st, 2012 03:52 pm (UTC)
Железнодорожный корпус Дж.Стивенса. Часть 3
Пользователь bambi_simbam сослался на вашу запись в «Железнодорожный корпус Дж.Стивенса. Часть 3» в контексте: [...] х дорог России. Начало:  Записки мистера Гиббса. О железнодорожной ситуации в России  [...]
livejournal
Jul. 31st, 2012 11:12 pm (UTC)
Железнодорожный корпус Дж.Стивенса. Часть 4
Пользователь bambi_simbam сослался на вашу запись в «Железнодорожный корпус Дж.Стивенса. Часть 4 » в контексте: [...] х дорог России. Начало:  Записки мистера Гиббса. О железнодорожной ситуации в России  [...]
livejournal
Aug. 1st, 2012 09:23 am (UTC)
Гибель империи глазами янки.
Пользователь zamglavred сослался на вашу запись в «Гибель империи глазами янки.» в контексте: [...] х дорог России. Начало:  Записки мистера Гиббса. О железнодорожной ситуации в России  [...]
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow