?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


.

При обсуждении товарища Дзержинского мое внимание обратили на версию современного философа, в которой он утверждает, что главный чекист не боролся с саботажем на транспорте, а, будучи русофобом, уничтожал ценные русские железнодорожные кадры.
Мне пришло на ум, что быть полонофилом  - вовсе не значит быть русофобом.
Захотелось почитать о железнодорожной ситуации в России, как она выглядела глазами очевидцев? Для начала слово - Рите Дорр. 


"Я не могу говорить, как эксперт о железнодорожной ситуации. Не дадут адекватной информации и цифры. Тот факт, что 15 Мая 1917 года Министр путей сообщения докладывал Думе, что 25% всех локомотивов империи нуждаются в ремонте, не помогут ничего понять. Рядовой читатель не знает, что даже 5% - компетентные руководители считают высоким показателем.
Можно пойти дальше и сказать, что количество груза, перевезенного в вагонах за период 15-31 мая 1917 года, было 87 тыс. пудов, и это ниже такого же показателя в 1916 году. Но это тоже ни о чем не говорит, тем более что за пределами России читатель не знает, что такое пуд. Цифры не могут адекватно описать ситуацию
."

Железнодорожную ситуацию Рита Дорр смогла изучить, когда в июле 1917 года вместе с корреспондентом San Francisco Bulletin Бесси Биттти она провела в поезде два дня, направляясь на фронт. Им удалось занять одну полку на двоих и спать головами в разные стороны. Полка была верхняя, и при каждом толчке Бюллетень Сан Франциско рисковал лишиться своего лучшего репортера, мисс Битти могла вылететь в открытое окно. На 11 сидячих мест было 25 пассажиров, которые во время путешествия были вынуждены сидеть по очереди.

"Каждый поезд идет переполненным, тяжелее всего сейчас купить железнодорожные билеты. Чтобы их купить, нужно дать взятку агенту или менеджеру отеля. Вы идете в кассу и говорите, что Вам нужно уехать в Москву или Казань. Вам нужно уехать завтра или ближайшие три дня. Клерк качает головой: “Я бы мог достать Вам билеты, но Вам придется дополнительно заплатить…скажем 60 рублей”. После того как Вы требуете дальнейших объяснений, он говорит, что нужно заплатить тому, кто будет стоять в очереди за билетом."

Рита Дорр заплатила  за билет до Москвы сорок рублей помимо стоимости билета. Когда же она захотела вернуться, то это обошлось ей уже в сто рублей. В это время она много перемещалась по стране, работая, по ее признанию, курьером, перевозя конфиденциальные бумаги между консульством в Москве и посольством в Петрограде.



"21 июля министр путей сообщения распорядился снизить на 50 процентов количество пассажирских перевозок между Москвой и Петербургом, объяснив это недостатком топлива и подвижного состава. Вскоре купить билеты, достать их за деньги или даже через постель, стало невозможно. Почти то же самое произошло и на Транссибирской магистрали.

Каждый вторник в 8 вечера с Николаевского вокзала отправляется экспресс, и каждую неделю на перроне стоит толпа. Кому кто сколько заплатил, чтобы достать билет – основная тема разговоров в вагоне во время следования. Таким образом во время изнурительной поездки развлекаются пассажиры, делясь между собой опытом. Я знала людей, которые ждали неделями, чтобы иметь возможность дать взятку.

Посадка на транссибирский почтовый поезд, который отбывает каждую ночь и делает остановки в каждом пункте, представляет собой особое зрелище. Люди заранее заполняют платформу и дерутся за то, чтобы занять место на ее краю. По мере того как поезд медленно вползает под купол станции, пассажиры бегут ему навстречу, влезают в окна, затаскивая с собой женщин и детей, бросаются на платформы, дерутся яростно, как тигры, чтобы попасть в двери вагона. Количество вагонов в поезде снижалось постепенно, и теперь их стало недостаточно для того, чтобы обеспечить местами всех пассажиров.

Однако, мы же посылали в Россию комиссию! Разве в бумагах не говорилось о 5 тысячах локомотивов и 23 тысячах вагонов, посланных во Владивосток ? Да, мы посылали комиссию с Джоном Стивенсом во главе, одним из лучших организаторов и исполнителей в США, известным еще по Панамскому каналу. Эта комиссия сделала много хорошего.
Она показала русским как можно увеличить эффективность их дорог сразу на 60 процентов. Мы послали русским вагоны и локомотивы. Тем не менее, транспортная проблема осталась неразрешенной.

В отчете, который был обнародован в середине августа, мистер Стивенс сказал, что основная проблема железнодорожного кризиса – плохое управление. Локомотивы идут всего 2800 верст, вместо этого они могли бы проходить 5 тысяч верст, при этом они могли бы перевозить вдвое больше груза. Сейчас же вагоны постоянно отправляются наполовину недогруженными. Стивенс рекомендовал перейти к диктатуре -централизованному государственному управлению всех железных дорог, государственных и частных. Это было довольно наивное предложение, учитывая то, что правительство уже было бессильно и не могло что-либо контролировать , тем более что-либо диктовать.

Немного ранее мистер Некрасов, министр путей сообщения, издал циркуляр, где он описал свой план выхода из кризиса. Он предложил передать железнодорожную систему  тем, кто в ней работает – инженерам, пожарным, кондукторам, машинистам. Это вызвало возгласы протеста со стороны инженеров и взрыв смеха в русской прессе.
Однако, на самом деле железные дороги были и до сих пор находятся в руках тех, кто на них работает, так же как и в любой отрасли российской промышленности.
"

Самая большая мечта социалистов и философствующих анархистов, пишет Рита Дорр , - передать собственность на средства производства тем, кто работает. Когда вся промышленность будет принадлежать тем, кто управляет машинами, все доходы будут разделены между ними. Это – действительно – замечательная мечта, и, возможно, в какой-то мере, она будет когда-нибудь осуществлена. Но не сейчас! Человечество еще такой Утопии не обучено!


По мнению Риты Дорр самым сильным аргументом к тому, что капитализм еще не готов уйти, является факт, что почти каждый человек в глубине души мечтает стать капиталистом. И это в полной мере подтвердилось в России.

По наблюдениям Рита Дорр, работающие захватили фабрики, заводы, магазины и офисы, но не использовали этого преимущества на общее благо. Они использовали свою власть для вытягивания денег из своих нанимателей и снижения своих трудозатрат. Вот в этом и есть настоящая проблема железной дороги, из-за которой не подвозятся дрова и хлеб в замерзающий и голодающий Петербург – резюмирует Рита. Свой вывод она подтверждает новым рассказом.

"Я была так ошеломлена дефицитом товаров в магазинах и повышающимися ценами практически на весь ассортимент товаров, что пошла к министру по труду и попросила его рассказать что-нибудь о состоянии промышленности в стране. Я не была невежественной в этом вопросе. Например, я знала, что Россия не является исключительно аграрной страной, наоборот, она все больше развивается, как индустриальная держава, особенно в последние десять лет. В России есть пролетариат и система фабрик и заводов… она обладает обширными отраслями: металлургией, текстильной промышленностью, машиностроением, в мирное время они были высокопродуктивны."

После подавления революции и проведения земельной реформы, добавляет Рита Дорр, Россия получила безземельных крестьян, которые влились в ряды пролетариата, чему радовались социал-демократы. Однако, подчеркивает Рита Дорр, человек, лишенный земли может стать хорошим революционером, но необязательно он станет и хорошим кооператором. Если у него есть шанс захватить власть и деньги, он необязательно станет ими делиться с соотечественниками. Революция дала власть и превратила многих людей в маленьких царьков.

“Когда я спросила министра труда о том, что происходит с промышленностью, выражение его лица показало, что вопрос его одновременно позабавил и поставил в тупик. “Если Вы в самом деле хотите узнать”, - сказал он , “ пойдите на одну из фабрик и посмотрите сами”.

Рите дали официальный документ за подписью министра и печатями министерства о том, что она имеет право на вход и осмотр любых предприятий Петрограда. С этим документом она пошла на Выборгскую сторону на одну из ведущих военных фабрик. Однако, на входе ей сказали, что пропуск министра труда не имеет силы, для инспекции фабрики нужен пропуск за подписями и печатями военного министерства. Иностранной корреспондентке отказали во встрече с начальством и объяснили, что начальство тут – фабричный комитет.

“У меня была долгая беседа с этим комитетом, но на фабрику меня так и не пустили”

Однако, комитет изъявил желание дать ответы на все волнующие корреспондентку вопросы. Рита Дорр узнала, что комитет теперь управляет фабрикой, в него выбираются самые умные и высокооплачиваемые рабочие. Они не работают у станков, а выполняют работу в в комитете, однако они получают  свою высокую зарплату полностью. Наниматель теперь не имеет право голоса в управлении фабрикой, теперь комитет диктует ему сколько платить рабочим, сколько часов им работать, когда приходить на работу, когда ее заканчивать, и сколько выпускать продукции. Наниматель платит комитету за их добрые советы и дела. 

“Я спросила комитет, считают ли они такое положение дел справедливым с точки зрения нанимателя. И большинство сказали, что это – справедливо. А один комитетчик спросил меня, кто по моему мнению должен платить комитету. И я сказала, что было бы справедливым, если бы комитету выделяли часть своей зарплаты рабочие, а наниматель имел право голоса. Они нашли это предложение смешным, лишь один, самый глубокомысленный молодой человек, сказал:”возможно это кажется несправедливым, но время все поставит на свои места”


В России заводы и фабрики росли стремительно, пишет Рита Дорр, и рабочего класса еще не было времени для организации, тем более – для получения высокой квалификации. Авторитарная власть не обеспечила промышленность развитой законодательной системой. До войны большая часть промышленности развивалась под иностранным управлением.

 “Когда я была в России в 1906 году меня больше всего поразила одна вещь – подавляющее большинство владельцев магазинов, управляющих, мастеров на производстве были немцами. Трудно было найти русского, управляющего каким-либо производством.

Я рассказала об этом моему русском другу и заметила, что мне бы не хотелось, чтобы в моей стране бизнес контролировали иностранцы, тем более, что эти немцы не были даже российскими подданными. 
Он же лишь пожал плечами и сказал: ”Ничего… Наши мозги не приспособлены для такой работы. Мы – русские…
Но что будет, если случится война c Германией?” – спросила я.

И он, вздохнув сказал: “В этом случае нам придется стать деловыми людьми и искусными механиками, и это будет чертовски трудно”
. Через восемь лет русским, действительно, пришлось воевать с Германией, и им пришлось чертовски трудно преодолевать кризис, случившийся из-за отъезда тысяч высококвалифицированных немецких специалистов. "

Следующую фабрику Рита Дорр все же удалось посетить.Но об этом я расскажу в следующий раз


а пока я буду готовить продолжение , можно познакомиться с мнением  Флоренс Харпер о солдатских комитетах

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
enzel
Jul. 11th, 2012 04:59 pm (UTC)
То, что железнодорожный транспорт был к 17 г. на пределе - общее место. Русская сеть изначально была недостаточна и её важная, западная часть, отошла к неприятелю. Вместе с тем за годы войны был сделан беспрецедентный прирост длины сети, такого объёма жел. стр-ва Россия прежде не знала. Самым выдающимся достижением было, конечно, рекордно быстрое стр-во Мурманской ж/д, обеспечившей связь с незамерзающим портом. Но всё это происходило ещё при старом режиме, который кряхтел, скрипел, но работал. Принимались организационные меры по упорядочению транспорта, при Ставке появился специальный чиновник, координирующий военную и гражданскую желдор. администрации (во время войны вся страна была разделена на военную и гражданскую зоны, что затрудняло управление, эти вопросы осознавались и решались). То, что застала американка, было уже началом краха, порождённого революцией, сразу же повлекшей за собой всеобщую дезорганизацию и дисфункцию. Большевицкий переворот многократно усугубил эти явления и привёл транспорт к коллапсу, как и всю экономику в целом. На этот счёт имеется немало объективных данных, исследований. Весь "героизм" б-ков, все их "чрезвычайные меры" были уже действиями в ситуации хаоса и смерти, ими же если не изначально порождёнными, то активно вызываемыми и усугубляемыми. Что касается Дзержинского, то был он конечно русофобом, как и ВСЕ б-ки, т.е. лютым ненавистником русского регулярного европейского гос-ва под названием РИ. Выделять тут его особенно не приходится, это уже нюансы, оттенки этой русофобии - польский, еврейский, латышский, грузинский...
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 08:27 pm (UTC)
Спасибо за развернутый комментарий.
И все же ...быть для таких противников РИ и всех империй вместе взятых - есть другой термин - антоним национализма - интернационализм :)
enzel
Jul. 12th, 2012 06:39 am (UTC)
Но применили он свой интернационализм в первую очередь и радикальнее всего именно к России, поэтому он принял форму русофобии - уничтожения русского исторического уклада. Но, можно вспомнить, что по отношению к Польше Дзержинский выступил скорее противником радикальной советизации в 1920 г., что-то не так хотелось ему повторения там русского эксперимента, почему-то...
ljwanderer
Jul. 12th, 2012 07:07 am (UTC)
"принял форму русофобии" - неубедительно :)
Капитализм, в таком случае, тоже уничтожал русский исторический уклад. Здесь, мне кажется все же, такой курс рассуждений нелогичен.
Уничтожались враги революции не по национальному признаку ( ровно также мы спорим с поляками о том, что польских офицеров расстреляли не потому что они были поляками), а по оппозиционным деяниям, которые они оказывали ( или могли оказать)
Давать команды об уничтожении неизвестных тебе людей, которых ты подозреваешь в преступлениях, гораздо легче, чем посылать на смерть членов своей семьи. Неудивительно, что сердце пояка Дзержинского билось учащенно при мыслях о поляках.
enzel
Jul. 12th, 2012 01:37 pm (UTC)
Ну что Вы, капитализм был модернизацией русского уклада, совершенно логичной стадией его развития, как и в любой иной стране. Что-то, патриархальное, уходило, но это не было систематическим целенаправленным уничтожением всего и вся, как это открыто и сознательно практиковали б-ки. Б-ки уничтожали именно Россию, русское национальное гос-во, его классы, институты, традиции - как главное препятствие на пути создания "гос-ва нового типа". Возможно, если бы они действовали в другом гос-ве, они бы уничтожали его, однако, мне почему-то кажется, что с меньшим остервенением (примеры Баварской и Венгерской республик слишком коротки, хотя местные красные там себя успели показать). К России они питали ненависть особую, сугубую. Для них это же была реакционнейшая монархия, жандарм и тюрьма народов. Думаю, только к Австро-Венгрии они могли питать сходные чувства, может быть ещё к Испании, т.е. к наиболее консервативным монархиям, оплотам старого порядка в Европе.

Далее, Вы себе противоречите. Для "интернационалиста" враг прежде всего - классов. Для него не должно быть различий, какой он национальности. Клерикал, помещик, капиталист, а уж всё остальное неважно. Проявлять национальные предпочтения тут попахивает каким-то "мелкобуржуазным национализмом", а они явно проявлялись в данном случае - не по-марксистски.

Вообще же, я бы порекомендовал Вам прочитать "Почему РФ - не Россия" С.Волкова - очень хорошее средство для избавление от идеологических штампов советского изготовления.
ljwanderer
Jul. 12th, 2012 04:58 pm (UTC)
<это не было систематическим целенаправленным уничтожением всего и вся,>

Это можно было бы говорить тогда, после 1917-го, но не сейчас, когда капитализм на наших глазах уничтожает и нивелирует любые национальные особенности - посмотрите на старушку Европу

"государство по природе своей стремится выйти за рамки замкнутого национального государства. Чисто национальными остаются лишь государства малых наций. Большие нации, сознавшие свою миссию в мире, стремятся образовать империалистическое государство, которое выходит за пределы бытия национального. Воля больших наций направлена к империалистическому объединению, в котором и осуществляется национальное призвание. Есть диалектика национального бытия, которая разрушает границы национальностей и стремится перелить государство национальное в государство империалистическое. Великобританская империя есть конец Англии, как национального государства" - это Бердяев пишет

Подрыв традиционного укалада случается после отрыва народа от земли.

<Б-ки уничтожали именно Россию, русское национальное гос-во, его классы, институты, традиции>

А была ли Россия в начале 20-го века русским национальным государством? Вспомните про Польшу и Финляндию, Кавказ. Русский народ был цементом государства, состоящего из разных народов с разным укладом. Процесс развития капитализма все больше отрывал крестьян от земли, наблюдалась развитие сильного класса промышленников ( быстрое обогащение). Далее сценарий был определен - расширение,выход российского капитала на международные рынки, формирование уже наднациональных целей ( как это существует сегодня)

<Вы себе противоречите. Для "интернационалиста" враг прежде всего - классов>
Думаю. для интернационалиста, скорее, враг- националист :),хотя теоретически интернационализм предполагает мирное содружестов наций.

<Проявлять национальные предпочтения тут попахивает каким-то "мелкобуржуазным национализмом">
Конечно, тут товарищи по партии недоглядели :)

Насчет Волкова, спасибо. Возможно, найду силы и прочитаю :)
enzel
Jul. 12th, 2012 05:35 pm (UTC)
Вы сбиваетесь в идеологию, а история и социология - вещи предельно конкретные. Ваши рассуждения и, видимо, представления о России и о том, что с ней стало, грешат игнорированием важнейших факторов, главным из которых является фактор национального ведущего слоя. Он был в России русским (не крестьянским, разумеется), т.е. он таковым себя называл и тому соответствовал в необходимых пределах. Это и есть русское гос-во, ничего иного. Но Русское Гос-во было империей, т.е. включало инородческие/иноверческие окраины и вкрапления. Это несколько осложняло картину, но не меняло главного. В ОЗ РИ определялась как Русское Гос-во - одно из официальных названий РИ. Я Вам настоятельно рекомендую книгу Волкова, она есть на его сайте, который, в свою очередь, обнаруживается в его блоге. Это на сегодня лучшее введение в Россию и средство очистки от советского мусора.
djak_krjakutny
Jul. 11th, 2012 05:02 pm (UTC)
Сразу ощущаешь реализм событий. Многим нашим политикам целесообразно почитать было бы.

Спасибо за пост, очень интересно.

ljwanderer
Jul. 11th, 2012 08:32 pm (UTC)
Интересно, что ее наблюдения и выводы, сказанные тогда ( книга вышла в ноябре 1917-го), до сих пор актуальны.
djak_krjakutny
Jul. 12th, 2012 03:51 pm (UTC)
Это-то и напрягает...
(((
idealist_t
Jul. 11th, 2012 06:44 pm (UTC)
Жуткие кадры. Картина предреволюционного хаоса. А из текста виден хаос в головах.
enzel
Jul. 11th, 2012 07:20 pm (UTC)
Почему пред - революционного, это же июль 17 г. Правда, многие фотографии явно уже более позднего, военно-коммунистического времени.
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 08:24 pm (UTC)
Нет, это все - Первая мировая, восточный фронт
enzel
Jul. 12th, 2012 06:42 am (UTC)
Прифронтовая полоса, видимо. И, как можно понять, кое-что уже зимой 17-18 гг., не ранее. Ведь она попала в Россию лишь летом 17 г., насколько я понял.
ljwanderer
Jul. 12th, 2012 07:10 am (UTC)
Да, она приехала сразу после Февраля, а уехала к осени.
idealist_t
Jul. 11th, 2012 08:29 pm (UTC)
Тогда уж межреволюционного. Но это всё неважно. Хаос начался не одномоментно, и начало его не в 17-м.
ljwanderer
Jul. 11th, 2012 08:34 pm (UTC)
А мне понравился момент, когда фабричный комитет, состоящий из рабочих, не пропустил иностранку на завод в то время как министру было все равно.
idealist_t
Jul. 12th, 2012 05:11 pm (UTC)
Ну и это тоже было. Я-то понял этот случай как явления безвластия.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow