?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Дежурные воспитанницы-смолянки докладывают начальнице института княжне Ливен о событиях дня. С.Петербург.1913 К.К. Булла



Первое женское училище в России было основано, по свидетельству Татищева, в 1086 году в Киеве при Андреевском монастыре княжною-инокинею Анной Всеволодовною.

Императрица Екатерина II, ор­ганизовавшая в 1764 году Воспитательное общество благородных девиц, мечтала о том, что образованные матери смогут воспитывать  детей, способных воспринимать новые идеи государственного строительства и воплощать их в жизнь, и даже составить «новую породу русских людей — благородных, справедливых и счастливых».

Кроме общеоб­разовательных предметов девочкам-воспитанницам давали навыки хороших манер, умения дер­жать себя в обществе, развивали их вкус, много занимались осанкой, походкой . Девизом воспитания стали слова: «Праздность — основа всех пороков». Первых выпускниц 1773 года «...церемониально, с музыкой, вывезли на показ публике, стекшейся огром­ною толпой посмотреть девиц "новой породы". Они гуляли в Эрмитажном саду, где публика и имела случай полюбоваться ими».

Вслед за Императорским воспитательным обществом для благородных девиц стали появляться и другие учебные учреждения такого же типа для девиц разных привилегированных сословий.
В 1798 го­ду в Петербурге основано училище для девиц обер-офицерского звания (училище ордена святой Ека­терины, позднее — Екатерининский институт, Фонтанка д. 36). Создано это учебное заведение было на ежегодные пожертвования кавалерственных дам (т.е. кавалеров ордена Св. Великомученицы Ека­терины) и дотации императора Павла I.. Принимались на учение дети таких родителей, «коих члены дают и детям дворянское достоинство, при чем бедность подает первейшее право на призрение».

Позднее появляются:

«Девичье училище военно-сиротского дома» для дочерей «недостаточных штаб и обер-офице­ров военной службы до подполковников включительно и соответствующих членов гражданской службы» (с 1829 года — Павловский институт, Знаменская ул., д. 8);
Дом трудолюбия для «50 бед­ных девушек», куда принимались сначала дочери штаб и обер-офицеров военной и гражданской службы, а с 1825 года — и медиков, учителей, художников, православных священников, евангели­ческих пасторов, а также «дочери как русских купцов и иностранных занимающихся промыслами в России, так и лиц всех других сословий, не обложенных подушным окладом», (с 1851 года — Елизаветинское училище, с 1891 года — Елизаветинский институт, В. О., 13 линия, д. 14);
Училище для воспитания благородных девиц, лишившихся родителей в войну 1812 года (с 1825 года — Пат­риотический институт, В. О., 10 линия, д. 3);
Сиротское отделение Воспитательного дома (Сирот­ский институт императора Николая I, наб р. Мойки, д. 48) и др.

Аналогичные учебные заведения были созданы и в других городах России. К 1840 году их число увеличилось до 20. Открыты были институты в Одессе, Астрахани, Киеве, Белостоке, Казани, Варша­ве, Саратове, Тифлисе и т.д., большей частью на средства местного дворянства.

После смерти Екатерины II патронаж над воспитательными обществами (института­ми) взяла на себя императрица Мария Федоровна, которая не только продолжила начатое дело, но и расширила его, создав ведомство, названное впоследствии «Ведомством учреж­дений императрицы Марии».
В программы обучения были введены разные практические классы, где девушки могли получить некоторые навыки для их будущей деятельности: французский класс, педагоги­ческий класс, музыкальный класс и др. Система женских сословных учебных заведений в России была завершена в царствование императора Николая I учреждением духовных учи­лищ.
Все учебные заведения ведомства императрицы Марии, духовные училища и част­ные пансионы для девочек были закрытого типа. Детей отрывали от семьи и родных, что­бы избежать влияния последних на воспитательный процесс.



Cтарейшее из всех созданных женских учебных заведений — Императорское воспитательное общество благородных девиц — стало образцом такого закрытого учебного заведения. Остальные институты, училища и пр. в той или иной мере копи­ровали его устройство и порядки.
Воспитательное общество благородных девиц было размещено в здании Воскресенского Новодевичьего монастыря на Смольном дворе. Отсюда и второе название учебного заведения — Смольный институт.
В 1765 г. при Смольном институте было учреждено особое отделение для «девиц мещанского звания», размещенное также в Воскресенском монастыре.Ему дали название «Мещанское училище» (позднее — Александровский институт).

В Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) везли детей со всей России. Сюда принимались девочки 9-10 лет, дочери лиц — не ниже полковника и дейст­вительного статского советника. Девочки из более знатных семей чаще всего получали домашнее образование по специальной программе, согласован­ной с родителями.

В соответствии с правилами приема 1905 г., сдав вступительные экзамены, будущие воспитанницы зачислялись на подготовительное отделение институ­та, а при очень хорошей подготовке — в VII (млад­ший) класс.
После сдачи экзаменов девочки подвергались медицинскому осмотру: больных и болезненных детей не принимали. Поступивших в институт девочек сразу забирали у родителей. Отныне они могли видеться только в определенный час 2 раза в неделю или в каникулы. Вольная жизнь родитель­ского дома сменялась строгой, регламентирован­ной жизнью института: вместо детской — дортуар, где жило до 40 девочек, вместо мамы и няни —классная дама, вместо домашнего платья — казен­ное, форменное.



Из воспоминаний смолянки Е. Н. Водоводовой: «Наконец я превратилась в казенную воспитанни­цу. На мне надето было плохо сидевшее камлотовое платье коричневого цвета — символ младшего класса; оно было декольте с короткими рукавами. На голые руки надевались белые рукавчики, подвязанные тесемками под рукавами платья; на голую шею наки­дывали уродливую пелеринку; белый передник с лифом, который застегивался сзади булавками, довершая костюм. Пелерина, рукавички, передник были из грубого холста и по праздникам заменялись коленкоровыми»



Внутренний распорядок дня предписывал подъем по звонку в 7 часов утра. Затем — умывание, одевание в специальные костюмы, молитва и занятия гимна­стикой в спортивном зале. Для руководства этими занятиями институтом была выписана учительница из Швеции. После гимнастики девочки переодевались и шли на общую молитву всех институток, которая начина­лась в 7.45 (в двух залах). После молитвы — чай с белым хлебом и ветчиной, молоко. Уроки продолжа­лись с 9.00 до 12.00 часов (с 10 минутным переры­вом). В 12.00 — завтрак, затем — прогулка до 14.00. С 14.00 до 17.00 — снова уроки. В 17.00 — обед, затем получасовой отдых (музыка, пение, танцы). С 18.00 девочки начинали готовить домашнее задание. В 20.00 — вечерний чай, после — чтение, игра, рукоде­лие. В 21.00 девочек укладывали спать. Надо заме­тить, что кормили девочек довольно скудно, а темпе­ратура воздуха в дортуарах была настолько низкой, что зимой замерзала вода в умывальниках. Первое время перемены в жизни воспринимались детьми очень болезненно. Они скучали по дому, по своим родным.



Вся жизнь институток проходила под строгим наблюдением классных дам, которые сопровожда­ли их везде: в дортуарах, на занятиях, в столовой, в церкви, на прогулке. Классные дамы носили формен­ные платья из синей ткани, поэтому между собой девочки называли их «синявками». Часто классными дамами становились бывшие смолянки или выпускни­цы других институтов, вынужденные зарабатывать на жизнь.

Программа обучения в институте была довольно широкой. Кроме общеобразовательных предметов девочкам преподавали и естествознание (включая лабораторные занятия), и физику, и физиологию с гигиеной. Большое внимание уделялось изучению иностранных языков и этическому воспитанию.
С 1891 г. в Смольном восстановилось обучение воспитанниц игре на арфе — традиционном инструменте Императорского воспита­тельного общества благородных девиц. В 1893 г. эти занятия приняли систематический характер.Арфы выписывались из Парижа от Эрара.В отдельных случаях воспитанницы обучались игре на скрипке и флейте.



В Смольном институте были хорошо оборудован­ные рисовальные классы. Акварели воспитанниц демонстрировались на Всемирной выставке в Па­риже в 1900 г. Им было доверено, как указывает Н. П. Черепнин, сделать «церковное облачение и одежды для построенного в Петербурге храма в г честь 300-летия дома Романовых».

Повседневная жизнь смолянок разнообразилась время от времени развлечениями.
Девочкам разрешалось устраивать ученические концерты и спектакли, на которые приглашались родные. В Рождество для тех, кто не уехал на канику­лы, устраивалась елка с подарками. Старших девочек вывозили в театры, концерты, музеи. Самым впечат­ляющим событием становилась поездка лучших учениц во дворец на встречу с августейшими попечи­телями. Иногда девочки и сами принимали гостей. Для этого в институте было устроено два салона: голубых (младших) и розовых (старших) пепиньерок. Летом смолянок катали на пароходах по Неве: в Кронштадт, Петергоф и т. д. Правление железной дороги предоставляло им бесплатный проезд в Павловск. Девочек, чьи семейные обстоятельства не позволяли уехать на летние каникулы домой, отправ­ляли на дачу. Дача Смольного института находилась сначала в Ораниенбауме, а затем в Сестрорецке.



из сборника " В семье родилась девочка" ( составитель Т.Н. Рыхлякова)

еще читать и смотреть здесь

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow